ПАСПОРТ
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее - программа профилактики рисков) |
Правовые основания разработки программы |
Программа профилактики рисков разработана в целях реализации положений: Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" |
Разработчик программы |
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России) |
Цели программы |
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения; снижение количества нарушений требований документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (далее - обязательных требований); создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения субъектов надзора; снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); снижение количества погибших и раненных людей в ДТП |
Задачи программы |
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных субъектов надзора и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции; создание системы консультирования субъектов надзора, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа профилактики рисков рассчитана на краткосрочный (2018) и плановый (2019-2020) периоды |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; развитие системы профилактических мероприятий Госавтоинспекции; уменьшение административной нагрузки на субъекты надзора; повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора; обеспечение единообразия понимания обязательных требований субъектами надзора; снижение количества погибших и раненых в ДТП по управляемым причинам |
1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Несоблюдение обязательных требований в области безопасности дорожного движения является существенным фактором, влияющим на состояние аварийности.
Почти в каждом втором (40,1% в 2017 году) происшествии на автомобильных дорогах (67896) регистрируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в которых получают ранения более 86 тыс. человек и около 7 тыс. погибают. Удельный вес таких ДТП за 10 лет (2007 - 2016 годы) увеличился более чем на 63%, количество погибших - на 16,8%, раненых - на 66,9%.
В 2017 году почти две трети (55,8%, 37896) выявленных в местах происшествий нарушений обязательных требований составили факты отсутствия горизонтальной дорожной разметки. Вторым часто встречающимся недостатком транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (23,5%, 15988) является отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, а третьим - недостатки зимнего содержания (16,6%, 11285).
Количество ДТП на автомобильных дорогах в границах железнодорожных переездов в 2017 году возросло на 17,5% (242), число погибших - на 62,1% (94) и раненых - на 23,3% (317). При этом 58% ДТП сопутствовали нарушения обязательных требований.
В 2017 году отмечается увеличение количества ДТП с участием технически неисправных транспортных средств. В таких ДТП получили ранения 9737 человек и 1058 погибли. Наиболее часто выявляются такие нарушения, как "установка на одну ось транспортного средства шин с различными параметрами" (26,6%). Также существенные риски для безопасности дорожного движения представляют несанкционированные конструктивные изменения, износ рисунка протектора, неисправность внешних световых приборов.
Начиная с 2013 года удельный вес таких аварий и пострадавших в них людей неуклонно увеличивается. Так, в 2016 году относительно 2007 года количество таких ДТП увеличилось на 143%, число погибших - на 131% процента, раненых - на 177%.
К числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности.
Указанные данные позволяют сделать вывод о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение соответствия эксплуатационного состояния автомобильных дорог и технического состояния транспортных средств современным требованиям.
Принимая во внимание положения нормативных правовых актов, федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, при этом важная роль отводится профилактике правонарушений в дорожной отрасли и на автомобильном транспорте.
Основным предметом программы является определение наиболее эффективных форм и методов профилактики и распределения полномочий по их реализации в системе органов внутренних дел.
2. Цели и задачи профилактической работы
Проводимая профилактическая работа сопутствовала снижению количества ДТП, а также погибших и раненых в них людей.
В 2017 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 169432 ДТП, в которых погибло 19088 и ранено 215374 человек. При этом отмечается устойчивая тенденция ежегодного роста как численности автопарка страны (+4,65%, всего 56,52 млн), протяженности автодорог (+2,2%, всего 1,5 млн км), так и населения Российской Федерации (+0,21%, 146,8 млн).
Продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших и раненых в ДТП в 2020 году, но и сформировать предпосылки для достижения нулевой смертности в ДТП к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.
Одними из основных направлений реализации программы профилактики рисков являются совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения и совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении. При этом сохраняются риски и угрозы в области безопасности дорожного движения, такие как рост автомобилизации населения, углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, увеличивающееся количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности (в настоящее время половина транспортных средств имеет срок эксплуатации более 10 лет).
Показатели результативности федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения направлены на создание системы оценки надзорной деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России и установлены следующим образом:
количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения: 2018 - 15,8; 2019 - 14,5; 2020 - 13,9 (2017 - 13,0);
количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств: 2018 - 4,39; 2019 - 3,98; 2020 - 3,9 (2017 - 3,4);
количество раненых в ДТП на 100 тыс. населения: 2018 - 145,6; 2019 - 141,6; 2020 - 137,6 (2017 - 146,7);
количество раненых в ДТП на 10 тыс. транспортных средств: 2018 - 37,4; 2019 - 36,4; 2020 - 35,4 (2017 - 38,1).
3. Программные мероприятия
4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы профилактики рисков осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной численности сотрудников МВД России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России, не требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и не приведет к повышению расходов юридических и физических лиц.
5. Механизм реализации программы
6. Оценка эффективности программы
Программа профилактики рисков содержит показатели результативности надзорной деятельности, отражающие уровень безопасности дорожного движения.
При успешной реализации программы профилактики рисков ожидается достижение указанных в разделе 2 целевых значений ключевых показателей, а также уменьшение количества фактов нарушений обязательных требований органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МВД России.
Качественные показатели эффективности программы:
1. Доля охвата субъектов надзора профилактическими мероприятиями в общем объеме субъектов надзора;
2. Степень влияния проведенных профилактических мероприятий на риски причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения в связи с нарушениями обязательных требований;
3. Степень влияния проведенных профилактических мероприятий на риски причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения в результате ДТП;
4. Доля субъектов надзора, не допустивших нарушений обязательных требований при проведении надзорных мероприятий, от количества субъектов надзора, участвовавших в проведении профилактических мероприятий.
Количественные показатели эффективности программы:
1. Количество субъектов надзора с которыми проведены профилактические мероприятия;
2. Общее количество субъектов надзора;
3. Количество субъектов надзора, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
4. Количество субъектов надзора, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств;
5. Количество дорожно-транспортных происшествий в зоне ответственности субъектов надзора, где установлены нарушения обязательных требований при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, в которых погибли или ранены люди;
6. Количество дорожно-транспортных происшествий в зоне ответственности субъектов надзора, где установлены нарушения обязательных требований при эксплуатации транспортных средств, в которых погибли или ранены люди;
7. Количество субъектов надзора, не допустивших нарушений обязательных требований в отчетном периоде.
Статс-секретарь - |
И.Н. Зубов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (утв. МВД России от 13 августа 2018 г.)
Текст Программы официально опубликован не был