ПАСПОРТ
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (далее - программа профилактики рисков) |
Правовые основания разработки программы |
Программа профилактики рисков разработана в целях реализации положений: Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" |
Разработчик программы |
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГУОБДД МВД России) |
Цели программы |
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения; снижение количества нарушений требований документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (далее - обязательных требований); создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; формирование модели социально ответственного и добросовестного поведения субъектов надзора; снижение количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП); снижение количества погибших и раненных людей в ДТП |
Задачи программы |
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных субъектов надзора и присвоенного им уровня риска, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции; создание системы консультирования субъектов надзора, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа профилактики рисков рассчитана на краткосрочный (2018) и плановый (2019-2020) периоды |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; развитие системы профилактических мероприятий Госавтоинспекции; уменьшение административной нагрузки на субъекты надзора; повышение уровня правовой грамотности субъектов надзора; обеспечение единообразия понимания обязательных требований субъектами надзора; снижение количества погибших и раненых в ДТП по управляемым причинам |
1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Несоблюдение обязательных требований в области безопасности дорожного движения является существенным фактором, влияющим на состояние аварийности.
Почти в каждом втором (40,1% в 2017 году) происшествии на автомобильных дорогах (67896) регистрируются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в которых получают ранения более 86 тыс. человек и около 7 тыс. погибают. Удельный вес таких ДТП за 10 лет (2007 - 2016 годы) увеличился более чем на 63%, количество погибших - на 16,8%, раненых - на 66,9%.
В 2017 году почти две трети (55,8%, 37896) выявленных в местах происшествий нарушений обязательных требований составили факты отсутствия горизонтальной дорожной разметки. Вторым часто встречающимся недостатком транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (23,5%, 15988) является отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, а третьим - недостатки зимнего содержания (16,6%, 11285).
Количество ДТП на автомобильных дорогах в границах железнодорожных переездов в 2017 году возросло на 17,5% (242), число погибших - на 62,1% (94) и раненых - на 23,3% (317). При этом 58% ДТП сопутствовали нарушения обязательных требований.
В 2017 году отмечается увеличение количества ДТП с участием технически неисправных транспортных средств. В таких ДТП получили ранения 9737 человек и 1058 погибли. Наиболее часто выявляются такие нарушения, как "установка на одну ось транспортного средства шин с различными параметрами" (26,6%). Также существенные риски для безопасности дорожного движения представляют несанкционированные конструктивные изменения, износ рисунка протектора, неисправность внешних световых приборов.
Начиная с 2013 года удельный вес таких аварий и пострадавших в них людей неуклонно увеличивается. Так, в 2016 году относительно 2007 года количество таких ДТП увеличилось на 143%, число погибших - на 131% процента, раненых - на 177%.
К числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести значительное количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности.
Указанные данные позволяют сделать вывод о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение соответствия эксплуатационного состояния автомобильных дорог и технического состояния транспортных средств современным требованиям.
Принимая во внимание положения нормативных правовых актов, федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, при этом важная роль отводится профилактике правонарушений в дорожной отрасли и на автомобильном транспорте.
Основным предметом программы является определение наиболее эффективных форм и методов профилактики и распределения полномочий по их реализации в системе органов внутренних дел.
2. Цели и задачи профилактической работы
Проводимая профилактическая работа сопутствовала снижению количества ДТП, а также погибших и раненых в них людей.
В 2017 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 169432 ДТП, в которых погибло 19088 и ранено 215374 человек. При этом отмечается устойчивая тенденция ежегодного роста как численности автопарка страны (+4,65%, всего 56,52 млн), протяженности автодорог (+2,2%, всего 1,5 млн км), так и населения Российской Федерации (+0,21%, 146,8 млн).
Продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к сокращению числа погибших и раненых в ДТП в 2020 году, но и сформировать предпосылки для достижения нулевой смертности в ДТП к 2030 году. В качестве целевого ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.
Одними из основных направлений реализации программы профилактики рисков являются совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения и совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении. При этом сохраняются риски и угрозы в области безопасности дорожного движения, такие как рост автомобилизации населения, углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, увеличивающееся количество транспортных средств, не отвечающих современным требованиям безопасности (в настоящее время половина транспортных средств имеет срок эксплуатации более 10 лет).
Показатели результативности федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения направлены на создание системы оценки надзорной деятельности в целях снижения уровня причиняемого вреда охраняемым законом ценностям в области безопасности дорожного движения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов МВД России и установлены следующим образом:
количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения: 2018 - 15,8; 2019 - 14,5; 2020 - 13,9 (2017 - 13,0);
количество погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств: 2018 - 4,39; 2019 - 3,98; 2020 - 3,9 (2017 - 3,4);
количество раненых в ДТП на 100 тыс. населения: 2018 - 145,6; 2019 - 141,6; 2020 - 137,6 (2017 - 146,7);
количество раненых в ДТП на 10 тыс. транспортных средств: 2018 - 37,4; 2019 - 36,4; 2020 - 35,4 (2017 - 38,1).
3. Программные мероприятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (утв. МВД России от 13 августа 2018 г.)
Текст Программы официально опубликован не был