Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования осуществляется контроль за целевым использованием средств, направляемых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 921, 31.12.2009 N 1146, 31.12.2010 N 1228 - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 945, 31.12.2010 N 1234 - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2010 году проверено 3358 учреждений здравоохранения Российской Федерации по использованию средств, полученных из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Наибольшие суммы нарушений в использовании средств при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан от направленных в 2009 - 2010 гг. средств на указанные цели отмечаются в Еврейской автономной области (39,2%), Республике Ингушетия (5,5%), Тверской области (3,9%), Республике Тыва (3,4%), Забайкальском крае (3,1%).
Наибольшие суммы нарушений в использовании средств при проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от направленных в 2009 - 2010 гг. средств на указанные цели отмечаются в Сахалинской области (20,0%), Приморском крае (3,7%).
Наиболее характерными являлись следующие нарушения.
1. Нарушения, связанные с оплатой случаев диспансеризации, проведение которой не предусмотрено за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В рамках проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, допускалась оплата счетов учреждений здравоохранения за проведение диспансеризации лиц, возраст которых превышал 17 лет.
2. Нарушения, связанные с оплатой случаев диспансеризации, при невыполнении установленного набора медицинских услуг (осмотр врачами-специалистами, лабораторные и функциональные исследования).
Допускается оплата случаев диспансеризации:
- при отсутствии у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме;
- при отсутствии у медицинских работников, участвовавших в проведении диспансеризации, сертификатов специалиста;
- по заключенным договорам о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации с медицинскими организациями, не имеющими лицензию на требуемые виды работ (услуг);
- при отсутствии в учетной форме "Карта учета дополнительной диспансеризации гражданина" сведений о результатах параклинических исследований (онкомаркеры и цитология), о датах их проведения, подписей врачей-специалистов.
3. Нарушения, связанные с привлечением специалистов к проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и оплатой их труда.
Направлялись средства на оплату труда медицинских работников участковой службы, принимавших участие в дополнительной диспансеризации.
В нарушение пункта 11 Правил предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1146 (устанавливающего, что средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан), производились выплаты биологам клинико-диагностической лаборатории. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 (в ред. от 20.11.2008 N 657н) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007 N 10190) должность биолога не включена в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников.
Для проведения в полном объеме диспансеризации привлечение соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации осуществлялось не по договорам с медицинскими организациями, имеющими лицензию на требуемые виды работ (услуг), а по договорам возмездного оказания услуг, заключенным медицинской организацией, осуществляющей диспансеризацию, с физическими лицами.
Выявлен ряд нарушений при проведении расчетов медицинской организацией, осуществляющей диспансеризацию, за выполненные услуги по проведению диспансеризации привлеченными медицинскими работниками:
- излишнее перечисление средств;
- оплата при отсутствии первичных учетных документов (без оформления акта выполненных работ);
- оплата не путем перечисления денежных средств на расчетный счет медицинских учреждений, а непосредственно из кассы медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, или по заявлениям привлеченных медицинских работников - на лицевые счета, открытые в отделениях Сбербанка России;
- оплата лицам, не состоящим в трудовых и договорных отношениях с медицинской организацией, осуществляющей диспансеризацию.
4. Другие нарушения, связанные с использованием средств.
Медицинскими организациями, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан, допускалось представление реестров счетов на оплату проведения диспансеризации лиц, в отношении которых диспансеризация не проводилась.
Медицинской организацией, осуществляющей диспансеризацию, допускалось привлечение к проведению диспансеризации по выполнению требуемых видов работ (услуг) организаций, не относящихся к учреждениям муниципальной или государственной системы здравоохранения.
Средства, полученные медицинскими организациями за проведенную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлялись на оплату труда медицинских работников, не участвовавших в проведении диспансеризации, на приобретение оборудования, лекарственных средств и расходных материалов, непредназначенных для использования при проведении диспансеризации.
5. Нарушения, приводящие к двойному финансированию медицинских организаций при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет средств федерального бюджета, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на указанные цели, и за счет средств, предназначенных на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС.
Медицинскими организациями, осуществляющими дополнительную диспансеризацию работающих граждан и (или) диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, допускается включение в реестры пролеченных больных в рамках территориальной программы ОМС амбулаторно-поликлинических посещений при проведении дополнительной диспансеризации, а страховыми медицинскими организациями - оплата указанных посещений.
С учетом изложенного, Федеральный фонд ОМС предлагает:
- ознакомить руководителей учреждений здравоохранения, осуществляющих проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан, с наиболее часто встречающимися нарушениями при проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявленными проверками Федерального и территориальных фондов ОМС;
- не допускать нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- территориальным фондам продолжать осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования и средств федерального бюджета, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Председатель |
А.В. Юрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 мая 2011 г. N 2716/101-И "О результатах проверок проведения диспансеризации работающих граждан и детей-сирот"
Текст письма официально опубликован не был