Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 1. Цель представления финансовых отчетов общего назначения

Глава 1. Цель представления финансовых отчетов общего назначения

 

Введение

 

1.1 Цель представления финансовых отчетов общего назначения формирует фундаментальную базу Концептуальных основ. Прочие аспекты Концептуальных основ - качественные характеристики полезной финансовой информации и присущие ей ограничения, связанные с затратами, концепция отчитывающейся организации, элементы финансовой отчетности, признание и прекращение признания, оценка, представление и раскрытие информации - логически вытекают из указанной цели.

 

Цель, полезность и ограничения представления финансовых отчетов общего назначения

 

1.2 Цель представления финансовых отчетов общего назначения заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Такие решения касаются решений о:

(a) покупке, продаже или удержании долевых и долговых инструментов;

(b) предоставлении или погашении займов и прочих форм кредита; либо

(c) реализации прав голоса в отношении действий руководства, от которых зависит использование экономических ресурсов организации, или оказания влияния на эти действия каким-либо иным образом.

1.3 Решения, описанные в пункте 1.2, зависят от той отдачи, которую существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы ожидают получить от инвестиций, например дивидендов, выплат основной суммы долга и процентов или роста рыночной цены. Ожидания инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов относительно отдачи от инвестиций зависят от их оценки суммы, сроков и неопределенности (перспектив) будущих чистых поступлений денежных средств в организацию и от их оценки деятельности руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации. Существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им проводить такую оценку.

1.4 Чтобы осуществить оценку, описанную в пункте 1.3, существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам необходима информация:

(a) об экономических ресурсах организации, правах требования на ресурсы организации и об изменениях в этих ресурсах и правах требования (см. пункты 1.12-1.21); и

(b) о том, насколько рационально и эффективно руководство и орган стратегического управления организации выполнили свои обязанности по использованию экономических ресурсов организации (см. пункты 1.22-1.23).

1.5 Многие существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы не могут потребовать от отчитывающихся организаций предоставить информацию непосредственно им и для получения значительной части необходимой им финансовой информации должны полагаться на финансовые отчеты общего назначения. Следовательно, они являются основными пользователями, на которых ориентированы финансовые отчеты общего назначения.

1.6 Однако финансовые отчеты общего назначения не содержат и не могут содержать всей информации, необходимой существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам. Данным пользователям следует принимать во внимание применимую информацию из других источников, например общие экономические условия и ожидания, политические события и политический климат, а также прогнозы в отношении отрасли и организации.

1.7 Финансовые отчеты общего назначения не предназначены для того, чтобы показать стоимость отчитывающейся организации; однако они содержат информацию, которая помогает существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам оценить стоимость отчитывающейся организации.

1.8 По отдельности основные пользователи имеют различные и, возможно, противоположные информационные потребности и желания. При разработке стандартов Совет будет стремиться к тому, чтобы предоставленный набор информации отвечал потребностям как можно большего числа основных пользователей. Однако необходимость концентрироваться на общих потребностях в информации не препятствует отчитывающейся организации включать дополнительную информацию, которая наиболее полезна для какой-либо определенной подгруппы основных пользователей.

1.9 Руководство отчитывающейся организации также заинтересовано в финансовой информации об организации. Однако руководству нет необходимости полагаться на финансовые отчеты общего назначения, поскольку оно может получить необходимую финансовую информацию из внутренних источников.

1.10 Прочие группы пользователей, такие как регулирующие органы и общественность, не являющиеся инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, также могут получить пользу от финансовых отчетов общего назначения. Однако такие отчеты ориентированы в первую очередь не на эти прочие группы пользователей.

1.11 В значительной степени финансовые отчеты основываются на оценках, суждениях и моделях, а не абсолютно точном отображении экономических явлений. Концептуальные основы устанавливают принципы, лежащие в основе таких оценок, суждений и моделей. Данные принципы представляют собой цель, к которой стремится Совет и составители финансовых отчетов. Как в случае с большинством целей, достичь в полном объеме идеального представления финансовых отчетов в соответствии с видением, представленным в Концептуальных основах, вряд ли будет возможно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, поскольку для того, чтобы понять, принять и внедрить новые способы анализа операций и прочих событий, требуется время. Тем не менее установление цели, к которой нужно стремиться, имеет определяющее значение для эволюции представления финансовых отчетов с целью повышения их полезности.

 

Информация об экономических ресурсах отчитывающейся организации, о правах требования к этой организации, а также об изменениях в правах требования

 

1.12 Финансовые отчеты общего назначения предоставляют информацию о финансовом положении отчитывающейся организации, а именно информацию об экономических ресурсах организации и правах требования к этой отчитывающейся организации. Финансовые отчеты также содержат информацию о влиянии операций и прочих событий на изменения в экономических ресурсах организации и правах требования. Оба вида информации являются полезными исходными данными для принятия решений, касающихся предоставления организации ресурсов.

 

Экономические ресурсы и права требования

 

1.13 Информация о характере и величине экономических ресурсов отчитывающейся организации и правах требования к ней может помочь пользователям определить сильные и слабые стороны этой отчитывающейся организации с финансовой точки зрения. Эта информация может помочь пользователям оценить ликвидность и платежеспособность отчитывающейся организации, ее потребности в дополнительных источниках финансирования и то, с какой долей вероятности она сможет получить данное финансирование. Эта информация также может помочь пользователям оценить деятельность руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации. Информация о приоритетности и условиях осуществления выплат, предусмотренных существующими правами требования, помогает пользователям предсказать, каким образом будущие денежные потоки будут распределяться между теми, кто имеет права требования к отчитывающейся организации.

1.14 Различные виды экономических ресурсов по-разному влияют на оценку пользователем перспектив отчитывающейся организации в отношении будущих денежных потоков. Некоторые будущие денежные потоки возникают напрямую из имеющихся экономических ресурсов, таких как дебиторская задолженность. Другие денежные потоки возникают в результате использования нескольких ресурсов в сочетании друг с другом для производства и продажи товаров или услуг покупателям. Хотя эти денежные потоки не могут быть соотнесены с отдельными экономическими ресурсами (или правами требования на них), пользователям финансовых отчетов необходимо знать характер и величину ресурсов, доступных для использования в деятельности отчитывающейся организации.

 

Изменения в экономических ресурсах и правах требования

 

1.15 Изменения в экономических ресурсах отчитывающейся организации и правах требования к ней обусловлены финансовыми результатами деятельности данной организации (см. пункты 1.17-1.20) и прочими событиями или операциями, такими как выпуск долговых или долевых инструментов (см. пункт 1.21). Чтобы надлежащим образом оценить перспективы будущих чистых поступлений денежных средств в отчитывающуюся организацию и деятельность руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации, пользователям необходимо иметь возможность различать эти два типа изменений.

1.16 Информация о финансовых результатах деятельности отчитывающейся организации помогает пользователям понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Информация об отдаче, полученной организацией, может помочь пользователям оценить деятельность руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации. Информация об изменчивости и компонентах данной отдачи также имеет значение, особенно при оценке неопределенности будущих денежных потоков. Информация о финансовых результатах деятельности отчитывающейся организации в прошлых периодах и о том, как ее руководство исполнило свои обязанности по ответственному управлению экономическими ресурсами организации, обычно полезна при прогнозировании будущей отдачи от экономических ресурсов организации.

 

Финансовые результаты, отраженные при учете по методу начисления

 

1.17 Учет по методу начисления отражает эффект от операций, а также прочих событий и обстоятельств, оказанный на экономические ресурсы отчитывающейся организации и права требования к ней в тех периодах, в которых этот эффект возник, даже если соответствующие денежные поступления и выплаты имеют место в другом периоде. Это важно, поскольку информация об экономических ресурсах отчитывающейся организации и правах требованиях к ней, а также об изменениях в данных экономических ресурсах и правах требования за период обеспечивает лучшую основу для оценки прошлых и будущих результатов деятельности организации по сравнению с информацией исключительно о поступлениях и выплатах денежных средств за этот период.

1.18 Информация о финансовых результатах отчитывающейся организации за период, отражением которых являются изменения в экономических ресурсах организации и правах требования к ней, отличные от тех, которые возникли вследствие получения дополнительных ресурсов напрямую от инвесторов и кредиторов (см. пункт 1.21), является полезной при оценке способности организации генерировать чистые поступления денежных средств применительно к прошлым и будущим периодам. Эта информация показывает, в какой мере отчитывающаяся организация увеличила доступные ей экономические ресурсы и, следовательно, свидетельствует о ее способности генерировать чистые поступления денежных средств в результате своей деятельности, а не в результате получения дополнительных ресурсов напрямую от инвесторов и кредиторов. Информация о финансовых результатах деятельности отчитывающейся организации за период также может помочь пользователям оценить деятельность руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации.

1.19 Информация о финансовых результатах деятельности отчитывающейся организации за период также может показывать, в какой степени такие события, как изменения рыночных цен или процентных ставок, привели к увеличению либо уменьшению экономических ресурсов организации и прав требования к ней, тем самым повлияв на возможность организации генерировать чистые поступления денежных средств.

 

Финансовые результаты, отраженные как денежные потоки за прошедший период

 

1.20 Информация о денежных потоках отчитывающейся организации за период также помогает пользователям оценить способность организации генерировать будущие чистые поступления денежных средств и оценить деятельность руководства по ответственному управлению экономическими ресурсами организации. Такая информация показывает, как отчитывающаяся организация получает и расходует денежные средства, включая информацию о ее заимствованиях и погашении задолженности, денежных дивидендах или иных формах распределения денежных средств в пользу инвесторов, а также о прочих факторах, которые могут повлиять на ликвидность или платежеспособность организации. Информация о денежных потоках помогает пользователям понять осуществляемые отчитывающейся организацией операции, дать оценку ее финансовой и инвестиционной деятельности, оценить ее ликвидность или платежеспособность и интерпретировать прочую информацию о финансовых результатах деятельности организации.

 

Изменения в экономических ресурсах и правах требования, не связанные с финансовыми результатами

 

1.21 Экономические ресурсы отчитывающейся организации и права требования к ней также могут изменяться по не связанным с финансовыми результатами причинам, таким как выпуск долговых или долевых инструментов. Информация об этом типе изменений необходима для того, чтобы пользователи в полной мере понимали причины изменения в экономических ресурсах отчитывающейся организации и правах требования к ней, а также последствия данных изменений для ее будущих финансовых результатов.

 

Информация об использовании экономических ресурсов организации

 

1.22 Информация о том, насколько рационально и эффективно руководство отчитывающейся организации выполнило свои обязанности по использованию экономических ресурсов организации, помогает пользователям оценить деятельность руководства по ответственному управлению данными ресурсами. Такая информация также полезна для прогнозирования того, насколько рационально и эффективно руководство будет использовать экономические ресурсы организации в будущих периодах. Таким образом, она может быть полезной для оценки перспектив организации относительно будущих чистых поступлений денежных средств.

1.23 Примерами обязанностей руководства в отношении использования экономических ресурсов организации являются защита этих ресурсов от неблагоприятного влияния экономических факторов, таких как изменения цен и технологий, а также обеспечение соблюдения организацией применимого законодательства, иных нормативных актов и условий договоров.