Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 2. Качественные характеристики полезной финансовой информации

Глава 2. Качественные характеристики полезной финансовой информации

 

Введение

 

2.1 Качественные характеристики полезной финансовой информации, рассматриваемые в этой главе, определяют те виды информации, которые, скорее всего, будут наиболее полезны для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии решений об отчитывающейся организации на основании информации, представленной в ее финансовом отчете (финансовой информации).

2.2 Финансовые отчеты предоставляют информацию об экономических ресурсах отчитывающейся организации, правах требования к ней и эффекте от операций, а также прочих событий и обстоятельств, которые привели к изменениям данных ресурсов и прав требования. (Данная информация в Концептуальных основах обозначается как информация об экономических явлениях.) В некоторых случаях финансовые отчеты также включают в себя пояснительные материалы об ожиданиях и стратегиях руководства в отношении отчитывающейся организации, а также иные виды прогнозной информации.

2.3 Качественные характеристики полезной финансовой информации применяются как в отношении финансовой информации, представляемой в финансовой отчетности, так и финансовой информации, представляемой за ее пределами. Неизбежное ограничение возможности отчитывающейся организации предоставлять полезную финансовую информацию, связанное с затратами на ее представление, применяется и в данном случае. Однако оцениваемые аспекты при применении качественных характеристик и ограничения в отношении затрат могут отличаться для разных видов информации. Например, их применение в отношении прогнозной информации может отличаться от их применения в отношении информации об имеющихся экономических ресурсах и правах требования, а также об изменениях в данных ресурсах и правах требования.

 

Качественные характеристики полезной финансовой информации

 

2.4 Для того чтобы финансовая информация была полезной, она должна быть уместной и правдиво представлять то, для представления чего она предназначена. Полезность финансовой информации повышается, если она является сопоставимой, проверяемой, своевременной и понятной.

 

Основополагающие качественные характеристики

 

2.5 Основополагающими качественными характеристиками являются уместность и правдивое представление.

 

Уместность

 

2.6 Уместная финансовая информация способна значительно влиять на решения, принимаемые пользователями. Информация может оказывать значительное влияние на принятие решения даже в том случае, если некоторые пользователи решат не использовать ее с выгодой для себя либо уже получили ее из других источников.

2.7 Финансовая информация способна значительно влиять на решения, если она имеет прогнозную или подтверждающую ценность либо и то и другое.

2.8 Финансовая информация имеет прогнозную ценность, если она может быть использована в качестве исходных данных в процессах, используемых пользователями для прогнозирования будущих результатов. Финансовая информация не обязательно должна представлять собой предсказание или прогноз, чтобы обладать прогнозной ценностью. Финансовая информация, обладающая прогнозной ценностью, используется пользователями при формировании собственных прогнозов.

2.9 Финансовая информация имеет подтверждающую ценность, если она позволяет судить о ранее сделанных оценках (подтверждает или изменяет их).

2.10 Прогнозная ценность и подтверждающая ценность финансовой информации взаимосвязаны. Информация, обладающая прогнозной ценностью, зачастую имеет также и подтверждающую ценность. Например, информация о выручке за текущий год, которая может быть использована в качестве основы для прогнозирования выручки в последующие годы, также может быть сопоставлена с прогнозами относительно выручки за текущий год, которые были сделаны в прошлые годы. Результаты данных сопоставлений могут помочь пользователю скорректировать и улучшить процессы, которые использовались для подготовки прогнозов в предыдущих периодах.

 

Существенность

 

2.11 Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на решения, принимаемые основными пользователями финансовых отчетов общего назначения (см. пункт 1.5) на основании данных отчетов, предоставляющих финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации. Иными словами, существенность представляет собой специфичный для организации аспект уместности, определяемый исходя из характера или величины (либо того и другого) статей, к которым относится информация в контексте отдельно взятого финансового отчета организации. Следовательно, Совет не может установить единый количественный порог существенности или заранее определить, что может быть существенным в какой-либо конкретной ситуации.

 

Правдивое представление

 

2.12 Финансовые отчеты представляют экономические явления в словах и цифрах. Чтобы финансовая информация была полезной, она должна не только представлять уместные экономические явления, но и правдиво представлять сущность экономических явлений, для представления которых она предназначена. Во многих случаях сущность экономического явления и его правовая форма совпадают. Если они отличаются, предоставление информации только о правовой форме не будет правдиво представлять экономическое явление (см. пункты 4.59-4.62).

2.13 Отображение может обеспечить совершенно правдивое представление в случае, если оно будет обладать следующими тремя характеристиками. Оно будет полным, нейтральным и не содержать ошибок. Конечно, совершенство достигается редко, если оно вообще достижимо. Цель Совета заключается в том, чтобы максимизировать данные качества в той степени, в которой это является возможным.

2.14 Полное отображение включает в себя всю информацию, необходимую пользователю для понимания отображаемого экономического явления, включая все необходимые описания и пояснения. Например, полное отображение группы активов должно включать, как минимум, описание характера активов, входящих в состав данной группы, числовое отображение всех активов в составе группы, а также описание того, что представляет собой данное числовое отображение (например, историческую стоимость или справедливую стоимость). Для некоторых статей полное отображение также может предполагать объяснение значимых фактов о качестве и характере этих статей, факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на их качество и характер, а также процесса, использованного для определения числового отображения.

2.15 В нейтральном отображении отсутствует предвзятость в выборе или представлении финансовой информации. Нейтральное отображение не является тенденциозным, работающим в пользу или против кого-либо, акцентирующим либо ослабляющим внимание или манипулирующим мнением пользователей каким-либо иным образом с тем, чтобы увеличить вероятность того, что финансовая информация будет воспринята ими как благоприятная или неблагоприятная. Нейтральная информация не означает информацию, не имеющую какой-либо цели или не оказывающую влияния на решения пользователей. Напротив, уместная финансовая информация по определению способна влиять на решения пользователей.

2.16 Нейтральность подкрепляется использованием осмотрительности. Осмотрительность заключается в проявлении осторожности при использовании суждений в условиях неопределенности. Применение осмотрительности означает, что активы и доходы не завышаются, а обязательства и расходы не занижаются. В равной степени применение осмотрительности не допускает занижения активов или доходов или завышения обязательств или расходов. Подобные искажения могут привести к завышению или занижению доходов или расходов в будущих периодах.

2.17 Использование осмотрительности не подразумевает потребности в асимметрии, например систематической потребности в более убедительных доказательствах для обоснования признания активов или доходов, чем для признания обязательств или расходов. Такая асимметрия не является качественной характеристикой полезной финансовой информации. Тем не менее конкретные стандарты могут содержать асимметричные требования, если это является следствием решений, призванных обеспечить выбор наиболее уместной информации, правдиво представляющей то, для представления чего она предназначена.

2.18 Правдивое представление не означает точности во всех отношениях. Отсутствие ошибок означает, что в описании экономического явления нет ошибок или пропусков информации и процесс, использованный для получения представленной информации, был выбран и применен без ошибок. В данном контексте отсутствие ошибок не означает абсолютной точности во всех отношениях. Например, оценка цены или стоимости, не являющейся наблюдаемой, не может быть отнесена к категории точных либо неточных. Однако представление данной оценки может быть правдивым, если сумма четко и точно описывается как расчетная оценка, объясняются характер и ограничения процесса оценки и при выборе и применении надлежащего процесса определения оценочного значения не было допущено ошибок.

2.19 Когда денежные суммы, отраженные в финансовых отчетах, не являются наблюдаемыми напрямую и вместо этого должны быть определены с использованием расчетных оценок, возникает неопределенность оценки. Применение обоснованных расчетных оценок является необходимой составляющей подготовки финансовой информации и не снижает полезности такой информации, если данные расчетные оценки четко и точно описаны и объяснены. Даже высокая степень неопределенности оценки не обязательно препятствует предоставлению такой расчетной оценкой полезной информации (см. пункт 2.22).

 

Применение основополагающих качественных характеристик

 

2.20 Чтобы быть полезной, информация должна быть как уместной, так и обеспечивающей правдивое представление того, для представления чего она предназначена. Как правдивое представление неуместного экономического явления, так и неправдивое представление уместного экономического явления не помогают пользователям принять правильные решения.

2.21 Наиболее рациональный и эффективный процесс применения основополагающих качественных характеристик обычно выглядит следующим образом (с учетом влияния характеристик, повышающих полезность информации, и ограничения в отношении затрат, которые не принимаются во внимание в этом примере). Во-первых, идентифицируется экономическое явление, информация о котором может быть полезной для пользователей финансовой информации отчитывающейся организации. Во-вторых, определяется вид информации о данном экономическом явлении, которая будет наиболее уместной. В-третьих, определяется, доступна ли данная информация и может ли она обеспечить правдивое представление данного экономического явления. Если это так, процесс обеспечения соответствия информации основополагающим качественным характеристикам завершается на этом этапе. В противном случае процесс повторяется в отношении следующего наиболее уместного вида информации.

2.22 В некоторых случаях, возможно, потребуется выбрать оптимальное соотношение между основополагающими качественными характеристиками для того, чтобы достигнуть цели представления финансовых отчетов, заключающейся в предоставлении полезной информации об экономических явлениях. Например, наиболее уместной информацией об экономическом явлении может оказаться расчетная оценка с высокой степенью неопределенности. В некоторых случаях степень неопределенности при определении расчетных оценок может быть настолько высокой, что может возникнуть сомнение в том, обеспечит ли расчетная оценка достаточно правдивое представление данного экономического явления. В некоторых таких случаях наиболее полезной информацией может служить расчетная оценка с высокой степенью неопределенности, которая сопровождается описанием данной расчетной оценки и объяснением неопределенностей, влияющих на нее. В других подобных случаях, когда такая информация не может обеспечить достаточно правдивого представления экономического явления, наиболее полезная информация может включать расчетную оценку другого вида, которая является несколько менее уместной, но при этом степень неопределенности ее оценки ниже. В ограниченном числе случаев возможно, что нет никаких расчетных оценок, которые предоставляют полезную информацию. В таких особых случаях может потребоваться предоставление информации, не основывающейся на расчетной оценке.

 

Качественные характеристики, повышающие полезность информации

 

2.23 Сопоставимость, проверяемость, своевременность и понятность являются качественными характеристиками, повышающими полезность информации, являющейся уместной и обеспечивающей правдивое представление того, для представления чего она предназначена. Качественные характеристики, повышающие полезность информации, также могут помочь определить, какой из двух способов должен быть использован для отражения какого-либо экономического явления, если считается, что оба способа предоставляют в равной степени уместную информацию и обеспечивают в равной степени правдивое представление этого экономического явления.

 

Сопоставимость

 

2.24 Принятие решений пользователями предполагает выбор одного из альтернативных вариантов, например, выбор между тем, чтобы продавать либо удерживать инвестицию, или инвестировать в одну отчитывающуюся организацию либо в другую. Следовательно, информация об отчитывающейся организации более полезна, если она может быть сопоставлена с аналогичной информацией о других организациях и с аналогичной информацией о той же организации за другой период или на другую дату.

2.25 Сопоставимость является качественной характеристикой, позволяющей пользователям выявлять и понимать сходство и различие между статьями. В отличие от остальных качественных характеристик сопоставимость не относится к отдельно взятой статье. Для сопоставления необходимы как минимум две статьи.

2.26 Понятие последовательности, хотя и связано с сопоставимостью, не идентично ей. Последовательность предполагает использование одних и тех же методов в отношении одних и тех же статей либо в разных периодах в рамках одной организации, либо в одном периоде, но разными организациями. Сопоставимость является целью; последовательность помогает достичь этой цели.

2.27 Сопоставимость не означает единообразия. Чтобы информация была сопоставимой, нечто схожее должно выглядеть схожим образом, а нечто отличное должно выглядеть по-разному. Сопоставимость финансовой информации не повышается, если несхожие вещи представляются схожими, а схожие вещи представляются как разные.

2.28 Некоторая степень сопоставимости, скорее всего, будет достигнута при соответствии информации основополагающим качественным характеристикам. Правдивое представление уместного экономического явления естественным образом должно содержать некоторую степень сопоставимости с правдивым представлением аналогичного уместного экономического явления другой отчитывающейся организацией.

2.29 Несмотря на то, что одно экономическое явление может быть правдиво представлено несколькими способами, сопоставимость уменьшается, когда в отношении одного и того же экономического явления допускается использование альтернативных методов учета.

 

Проверяемость

 

2.30 Проверяемость помогает убедить пользователей в том, что информация дает правдивое представление о том экономическом явлении, для представления которого она предназначена. Проверяемость означает, что разные осведомленные и независимые наблюдатели могут прийти к общему мнению, хотя и не обязательно к полному согласию, относительно того, что определенное отображение является правдивым представлением. Количественная информация необязательно должна представлять собой единственно возможную расчетную оценку, чтобы быть проверяемой. Диапазон возможных значений и связанных с ними вероятностей также может быть проверяемым.

2.31 Проверяемость может быть прямой либо косвенной. Прямая проверяемость означает подтверждение числовой или иной информации путем непосредственного наблюдения, например путем пересчета денежных средств. Косвенная проверяемость означает проверку исходных данных для модели, формулы и иных составляющих модели и пересчет полученных результатов с использованием той же методологии. В качестве примера можно привести подтверждение балансовой стоимости запасов путем проверки исходных данных (количества и стоимости) и пересчета запасов на конец периода с использованием того же допущения о стоимостном потоке (например, с использованием метода "первым поступил - первым выбыл" (ФИФО)).

2.32 Возможность проверить некоторые поясняющие утверждения и прогнозную финансовую информацию может появиться только в будущем периоде либо вообще отсутствовать. Чтобы помочь пользователям решить, хотят ли они использовать эту информацию, обычно необходимо раскрыть сведения о лежащих в ее основе допущениях, методах сбора данной информации, а также прочих факторах и обстоятельствах, подтверждающих данную информацию.

 

Своевременность

 

2.33 Своевременность означает получение информации лицами, принимающими решения, вовремя, чтобы она была способна повлиять на принимаемые ими решения. Как правило, полезность информации снижается с увеличением срока ее давности. Однако некоторая информация может оставаться своевременной в течение долгого времени после окончания отчетного периода, поскольку возможно, например, что некоторым пользователям понадобится выявлять и оценивать тренды.

 

Понятность

 

2.34 Классификация, систематизация и четкое и краткое представление информации делают ее понятной.

2.35 Некоторые экономические явления сложны по своей сути и не могут быть представлены в простой для понимания форме. Исключение информации о таких экономических явлениях из состава финансовых отчетов может сделать информацию в этих финансовых отчетах проще для понимания. Однако такие отчеты будут неполными и, как следствие, потенциально вводящими в заблуждение.

2.36 Финансовые отчеты составляются для пользователей, обладающих достаточными знаниями бизнеса и экономической деятельности, а также изучающих и анализирующих информацию с должным старанием. Иногда даже хорошо осведомленные и внимательные пользователи могут нуждаться в помощи консультанта, чтобы понять информацию о сложных экономических явлениях.

 

Применение качественных характеристик, повышающих полезность информации

 

2.37 Соответствие качественным характеристикам, повышающим полезность информации, должно быть обеспечено в максимально возможной степени. Однако ни по отдельности, ни совместно качественные характеристики, повышающие полезность информации, не могут сделать информацию полезной, если она неуместна либо не обеспечивает правдивого представления того, для представления чего она предназначена.

2.38 Применение качественных характеристик, повышающих полезность информации, представляет собой итеративный процесс, который не предусматривает заданной последовательности выполнения действий. Иногда может возникнуть необходимость уменьшить значение одной качественной характеристики, чтобы максимизировать значение другой. Например, временное снижение сопоставимости в результате перспективного применения нового стандарта может быть оправданным в целях повышения уместности либо правдивости представления информации в более долгосрочной перспективе. Надлежащее раскрытие информации может отчасти компенсировать несопоставимость данных.

 

Ограничение в отношении затрат, связанное с полезностью представляемых финансовых отчетов

 

2.39 Затраты представляют собой неизбежное ограничение в отношении информации, которая может быть представлена в финансовых отчетах. Представление отчетной финансовой информации сопряжено с затратами, и важно, чтобы данные затраты оправдывались выгодами от представления этой информации. Существует несколько видов затрат и выгод, которые следует принимать во внимание.

2.40 Организации, представляющие финансовую информацию, затрачивают наибольшие усилия на сбор, обработку, проверку и распространение финансовой информации, однако в итоге эти затраты несут пользователи в форме уменьшенной отдачи от инвестиций. Пользователи финансовой информации также несут затраты по анализу и интерпретации представленной информации. Если необходимая информация не предоставляется, пользователи несут дополнительные затраты, чтобы получить ее из каких-либо других источников или оценить ее расчетным путем.

2.41 Представление финансовой информации, которая является уместной и правдиво представляет то, для представления чего она предназначена, помогает пользователям принимать решения с большей уверенностью. Это приводит к более эффективному функционированию рынков капитала и снижению стоимости капитала для экономики в целом. Отдельный инвестор, заимодавец или иной кредитор также получает выгоды от более информированного принятия решений. Однако финансовые отчеты общего назначения не могут включить всю информацию, которая представляется уместной каждому отдельному пользователю.

2.42 Применяя ограничение в отношении затрат, Совет оценивает, насколько вероятным является то, что выгоды от представления конкретной информации оправдают затраты, понесенные в целях предоставления и использования этой информации. Применяя ограничение в отношении затрат при разработке нового стандарта Совет запрашивает мнение тех, кто представляет финансовую информацию, а также пользователей этой информации, аудиторов, представителей научных кругов и прочих лиц относительно ожидаемого характера и объема выгод и затрат, связанных с рассматриваемым стандартом. В большинстве случаев оценки основываются на сочетании количественной и качественной информации.

2.43 Ввиду неизбежной субъективности индивидуальных мнений, затраты и выгоды от представления конкретных статей финансовой информации будут оцениваться по-разному. Следовательно, Совет стремится рассматривать затраты и выгоды в отношении представления финансовых отчетов в общем, а не только применительно к отдельным отчитывающимся организациям. Это не означает, что оценки затрат и выгод всегда оправдывают одинаковые требования к отчетности для всех организаций. Различия могут быть уместны ввиду отличающихся размеров организаций, разных способов привлечения ими капитала (на открытых рынках либо в частном порядке), различающихся потребностей пользователей и других факторов.