В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13 (2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 6 месяцев 2018 года.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 28 сентября 2018 года N 480
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 6 месяцев 2018 года
Общие положения
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 610, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора в сфере энергетики.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Федеральный государственный энергетический надзор
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в течение 6 месяцев 2018 года осуществлялся в 85 субъектах Российской Федерации (в 9 федеральных округах Российской Федерации).
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет более 960 тыс., из них потребителей электрической энергии - 894,7 тысяч.
Общее число поднадзорных объектов энергетики - |
1,007 млн.: |
тепловых электростанций |
- 552; |
газотурбинных (газопоршневых) электростанций |
- 330; |
малых (технологических) электростанций |
- 20800; |
гидроэлектростанций |
- 159; |
котельных (всего) |
- 106733; |
в том числе: |
|
производственных |
- 10395; |
отопительно-производственных |
- 15261; |
отопительных |
- 81077; |
электрических подстанций |
- 879100. |
Протяженность тепловых сетей |
- 186500 км. |
(в двухтрубном исчислении) |
|
Протяженность линий электропередачи (всего): |
- 4641000 км; |
напряжением до 1 кВ |
- 2,2 млн. км; |
напряжением от 1 до 110 кВ |
- 2,2 млн. км; |
напряжением 220 кВ и выше |
- 241000 км. |
Надзорные мероприятия также осуществлялись в отношении 885 тыс. потребителей электрической энергии.
Центральным аппаратом Ростехнадзора за 6 месяцев 2018 года проведены 93 плановые проверки и 7 внеплановых проверок по контролю выполнения предписаний, выданных поднадзорным организациям по результатам ранее проведенных проверок.
Проверки проводились в АО "ОЭК" ПАО "Ленэнерго" и 9 филиалах; в ПАО "МОЭСК" и 6 филиалах; ПАО "Кубаньэнерго" и 11 филиалах; в ПАО "МРСК Сибири" и 5 филиалах; в ПАО "Т-Плюс" и 56 филиалах и других организациях. По результатам проверок выявлено 33019 нарушений.
За 6 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора проведено 46325 обследований в рамках контроля организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, из них плановых - 10576, внеплановых - 35749.
В результате проведенных проверок выявлено 297607 правонарушений.
По итогам проверок наложено 15972 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 124 раза, временный запрет деятельности - 51. Предупреждение выносилось 530 раз.
За нарушение обязательных требований на объектах энергетики наложен 15321 административный штраф. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 130 871 тыс. рублей, в том числе на юридических лиц - 106 561 тыс. рублей, на должностных лиц - 24 050 тыс. рублей.
В ходе проверок отмечен низкий уровень организации и неудовлетворительное состояние дел в вопросах подготовки и повышения квалификации персонала, технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, обновления основных производственных фондов.
За 6 месяцев 2018 года на поднадзорных объектах произошло 14 несчастных случаев со смертельным исходом (за аналогичный период 2017 года - 22).
На теплогенерирующих установках и при эксплуатации тепловых сетей, на тепловых электростанциях произошло по одному (7,1%) несчастному случаю со смертельным исходом, в электроустановках потребителей и электрических сетях - по 6 (42,9%) случаев со смертельным исходом.
Наибольшее количество несчастных случаев произошло в ходе выполнения работ вблизи технологического оборудования, находящегося под напряжением, а также в распределительных устройствах вследствие случайного прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением.
Основными причинами несчастных случаев явились:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;
низкая эффективность подготовки и обучения персонала выполнению требований безопасности;
невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.
Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев, руководителям поднадзорных организаций было рекомендовано:
доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;
повысить уровень организации производства работ в электрических установках, исключить допуск персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;
обеспечить проверку знаний персоналом нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок; персонал, не прошедший проверку знаний, к работам в электроустановках не допускать;
усилить контроль за выполнением мероприятий по содержанию, применению и испытанию средств защиты;
обеспечить контроль по безусловному соблюдению мер безопасного производства работ;
проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самовольных действий, повышать производственную дисциплину, особое внимание обратить на организацию работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед;
повысить качество работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;
усилить контроль за соблюдением порядка включения и выключения энергооборудования и его осмотров;
не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств;
не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.
За 6 месяцев 2018 года на объектах электроэнергетики и при эксплуатации установок потребителей электрической и тепловой энергии зафиксировано 19 аварий, расследование причин которых осуществлялось Ростехнадзором (за аналогичный период 2017 года произошло 32 аварии).
Больше всего аварий (84% от общего числа) произошло на электростанциях, электроустановках потребителей и электрических сетях из-за снижения надежности энергосистемы.
Основными причинами аварий на электрооборудовании субъектов электроэнергетики за 6 месяцев 2018 года явились:
неисправность релейной защиты и автоматики;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
нарушение в работе противоаварийной или режимной автоматики, обусловленное ошибочными действиями персонала;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
низкое качество технического обслуживания, приводящее к последующим отказам оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, коротких замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
природные катаклизмы (сильный ветер, прохождение грозовых фронтов, низовые пожары).
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в отношении почти 210 тыс. организаций с государственным участием, обязанных принимать программы энергосбережения, и свыше 200 тыс. организаций, обязанных проводить энергетическое обследование в установленный срок.
За 6 месяцев 2018 года при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности территориальными органами Ростехнадзора проверено более 4,5 тыс. организаций, обязанных принять программы энергосбережения.
В ходе проверок выявлено 228 организаций, нарушивших данные требования. За 6 месяцев 2018 года за допущенные нарушения наложены административные штрафы на юридических и должностных лиц на общую сумму 1,4 млн. рублей.
Проверено почти 4,5 тыс. организаций, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны были провести первое обязательное энергетическое обследование не позднее 31 декабря 2012 года, при этом выявлено 264 организации, нарушившие данное требование.
За допущенные нарушения наложены штрафы на юридических и должностных лиц на общую сумму 2,9 млн. рублей.
В ходе проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлялся контроль за оснащением зданий, строений и сооружений приборами учета. Выявлено 1611 зданий, не оснащенных приборами учета энергетических ресурсов. Административное наказание в виде штрафа наложено на юридических лиц и должностных лиц на общую сумму 888 тыс. рублей.
Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2008 года N 401, и Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108, за Ростехнадзором закреплены функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) (далее - ГТС).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 401 следует читать как "30 июля 2004 года"
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору ГТС (комплексов ГТС), составляет 25819, из них:
комплексов ГТС жидких промышленных отходов - 767;
комплексов ГТС топливно-энергетического комплекса - 506;
ГТС водохозяйственного комплекса - 21327;
бесхозяйных ГТС - 3219.
ГТС по классам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений" распределены следующим образом:
ГТС I класса - 141 комплекс;
ГТС II класса - 382 комплекса;
ГТС III класса - 1552 комплекса;
ГТС IV класса - 23744 комплекса.
Режим постоянного государственного надзора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 455 "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях", установлен на 141 комплексе ГТС, из них:
ГТС объектов энергетики - 77;
ГТС объектов промышленности - 39;
ГТС водохозяйственного комплекса - 25.
Уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом:
нормальный уровень безопасности имеют 39,4 % комплексов ГТС;
пониженный уровень безопасности имеют 43,4 % комплексов ГТС;
неудовлетворительный уровень безопасности имеют 12,5 % комплексов ГТС;
опасный уровень безопасности, характеризуемый потерей работоспособности (не подлежащие эксплуатации), имеют 4,7 % комплексов ГТС.
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС территориальными органами Ростехнадзора проведено 2697 мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью собственников ГТС и эксплуатирующих организаций. Выявлены и предписаны к устранению 11058 нарушений требований безопасности при эксплуатации ГТС.
Подвергнуто штрафным санкциям 1060 юридических и должностных лиц, общая сумма штрафов составила 33 696 тыс. рублей.
Основными нарушениями требований безопасности при эксплуатации ГТС за 6 месяцев 2018 года являлись:
наличие поверхностных повреждений бетонных конструкций (трещины, сколы, оголение арматуры);
отсутствие обеспечения плотного прилегания затворов к порогам водосброса и боковым поверхностям разделительных бычков;
наличие локальных выходов профильтровавшейся воды (не обеспечена водонепроницаемость конструкций);
нарушение антикоррозийной защиты металлических конструкций.
Одновременно территориальными органами Ростехнадзора ведется работа по согласованию разработанных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности вновь выявленных бесхозяйных гидротехнических сооружений.
Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования и осуществлению государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности
В части совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного энергетического надзора проводится работа по подготовке к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок и осуществления общественного контроля в области электроэнергетики".
Для реализации вышеуказанного законопроекта предполагается разработать подзаконные нормативные правовые акты.
В целях совершенствования нормативного правового регулирования в сфере осуществления федерального государственного надзора в отношении ГТС необходимо:
проработать вопрос целесообразности передачи полномочий по реализации федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в отношении судоходных и портовых ГТС от Ространснадзора в Ростехнадзор и внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации;
актуализировать критерии классификации ГТС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", в части установочной мощности ГТС ГЭС, ГАЭС, ТЭС и приливных электростанций; размера возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС; характеристик территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии ГТС;
с учетом актуализации критериев классификации ГТС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 986 "О классификации гидротехнических сооружений", привести в соответствие ряд положений Свода правил 58.1330.2012 "СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Общие положения", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Свода правил 58.1330.2012" имеется в виду "Свода правил 58.13330.2012"
внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на снижение рисков для населения и социальных объектов, обусловленных застройкой прибрежных зон водохранилищ и нижних бьефов ГЭС.
В отчетном периоде работа по нормотворчеству осуществлялась в соответствии с планом нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2018 год.
В настоящее время в работе находятся следующие нормативные правовые акты:
проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок, осуществления общественного контроля в области электроэнергетики" (осуществляется сопровождение рассмотрения законопроекта в Правительстве Российской Федерации по подготовке к внесению в Государственную Думу Российской Федерации);
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (предусмотрено вышеуказанным законопроектом);
проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений" (в целях приведения в соответствие с действующим законодательством);
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
проект постановления Правительства Российской Федерации "Об аттестации по вопросам промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, надежности и безопасности в сфере электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации), объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по аттестации работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики";
проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении требований к оформлению заключения экспертной комиссии по декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)".
Также ведётся разработка ряда документов, не предусмотренных планом нормотворческой деятельности Ростехнадзора:
проекта приказа Ростехнадзора, предусматривающего установление индикаторов рисков (для внеплановых проверок) при осуществлении государственного энергетического надзора (пункт 25.2 паспорта реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности");
проекта приказа Ростехнадзора, предусматривающего установление индикаторов рисков (для внеплановых проверок) при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (пункт 25.3 паспорта реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 сентября 2018 г. N 480 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений за 6 месяцев 2018 года"
Текст приказа официально опубликован не был