Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 сентября 2018 г. N 481
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 6 месяцев 2018 года"
В целях выполнения мероприятий по внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных сводным паспортом реализации проектов стратегического направления "Реформа контрольной и надзорной деятельности" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 21 февраля 2017 г. N 13 (2), приказываю:
Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 6 месяцев 2018 года.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Утвержден
приказом Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 28 сентября 2018 года N 481
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 6 месяцев 2018 года
Общие положения
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Ростехнадзором федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов в применяемых Ростехнадзором обязательных требованиях;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Федеральный государственный строительный надзор (за исключением федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии)
При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "Правила противопожарного режима";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
За 6 месяцев 2018 года территориальными органами Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного строительного надзора проведено 6096 проверок, в ходе которых выявлено 38193 нарушения, наложено 3238 административных штрафов на общую сумму 299 102 тыс. рублей.
Типовыми нарушениями, выявляемыми территориальными органами Ростехнадзора, при осуществлении федерального государственного строительного надзора являются:
несоблюдение положений проектной документации, технических регламентов, сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, применение строительных материалов (изделий), отвечающих установленным нормам при выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
строительство, реконструкция объектов капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы исполнительной власти извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора лицами недостатков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для выполнения таких работ членство в такой саморегулируемой организации является обязательным;
входной контроль проектной документации объекта капитального строительства, проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства проводится должностными лицами, сведения о которых не включены в национальный реестр специалистов в области строительства;
нарушения требований к составу и порядку ведения исполнительной документации (журналов производства работ; актов освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; исполнительных геодезических схем, актов испытания и опробования технических устройств, систем инженерно- технического обеспечения; результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документов, подтверждающих проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
несоблюдение требований энергетической эффективности при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
отсутствие или невозможность применения документов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов, а также качество строительных материалов (изделий), в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация;
нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
несоблюдение экологических требований при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
нарушение требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
25 апреля 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением государственного строительного надзора) проведено веб-совещание с территориальными органами Ростехнадзора по результатам анализа показателей деятельности территориальных органов по осуществлению федерального государственного строительного надзора в 2017 году и за 3 месяца 2018 года.
По итогам веб-совещания даны соответствующие поручения территориальным органам Ростехнадзора.
В соответствии с Планом работ по взаимодействию между ПАО "Газпром" и Ростехнадзором на 2018 год представитель Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора 25 июня 2018 года принял участие в работе семинара ПАО "Газпром" и выступил с докладом на тему: "Практика проведения проверок объектов капитального строительства ПАО "Газпром" при осуществлении федерального государственного строительного надзора. Типовые нарушения, выявляемые при проведении проверок".
В целях подготовки к реализации проекта федерального закона N 302153-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)" Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора проводится работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации".
В соответствии с представлением Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе об устранении нарушений федерального законодательства в части формирования программ проведения проверок органами государственного строительного надзора, центральным аппаратом Ростехнадзора (Управлением государственного строительного надзора) проводится работа по подготовке проекта приказа "О внесении изменений в Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденный приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2014 года N 1129".
Во втором квартале 2018 года направлено более 150 разъяснений гражданам и организациям по вопросам применения требований нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к компетенции Ростехнадзора, по исполнению государственной функции осуществления государственного строительного надзора.
Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства распределены между Минстроем России и Минэкономразвития России.
При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные законодательные и нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Федеральный закон от 12 октября 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "12 января 1996 г."
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 года N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
За 6 месяцев 2018 года Ростехнадзором и территориальными органами проведено 167 проверок в отношении 131 саморегулируемой организации, в том числе:
плановых проверок - 2;
внеплановых проверок в соответствии с частью 4 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации - 26;
внеплановых проверок по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 года N ДК-П9-6031 - 39;
внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний - 120.
Общая сумма наложенных штрафов по результатам контрольно-надзорных мероприятий, в том числе проведенных территориальными органами Ростехнадзора, составила 725 000 рублей.
В судебном порядке обжалованы результаты 19 проверок.
Основные типовые нарушения, допускаемые саморегулируемыми организациями в первом полугодии 2018 года и выявленные в ходе проведения проверок:
несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при разработке внутренних документов;
несоблюдение требований статей 55.4, 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части формирования и размещения средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации в установленном размере;
нарушение требований части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части открытия специального банковского счета в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и размещения на таком счете средств компенсационных фондов саморегулируемой организации;
несоблюдение порядка приема в члены саморегулируемой организации (в том числе при отсутствии специалистов, сведения о которых внесены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства), порядка исключения сведений из реестра членов;
нарушения порядка хранения и ведения дел членов;
несоблюдение требований информационной открытости, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Требованиями к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащих обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года N 803 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2014 года, рег. N 31780).
В рамках осуществления профилактики нарушений проводятся рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и проведения внеплановых проверок саморегулируемых организаций во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 года N ДК-П9-6031 о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций.
За 6 месяцев 2018 года из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены сведения о 24 саморегулируемых организациях (19 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство; 5 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации), из них:
сведения об одной саморегулируемой организации исключены на основании пункта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (реорганизация некоммерческой организации);
сведения о 5 саморегулируемых организациях исключены на основании пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций);
сведения о 18 саморегулируемых организациях исключены на основании части 6 статьи 55.2 и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (исключение во внесудебном порядке на основании заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций).
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о саморегулируемых организациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 сентября 2018 г. N 481 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за 6 месяцев ..."
Текст приказа официально опубликован не был