Model of construction works data organization. Framework for management of design information
Дата введения - 1 октября 2017 г.
Введен впервые
Настоящий ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Предисловие
1 Подготовлен Акционерным обществом "Научно-исследовательский центр "Строительство" (АО "НИЦ "Строительство") ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко совместное Обществом с ограниченной ответственностью "Лира Сервис" (ООО "Лира Сервис") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2017 г. N 620-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22263:2008 "Структура информации о строительных работах. Основы менеджмента информации о строительном объекте" (ISO 22263:2008 "Organization of information about construction works - Framework for management of project information", IDT).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Цели менеджмента качества постепенно расширяются от контроля конечных продуктов и услуг до решения ряда управленческих задач. Она была расширена от выполнения требований заказчика до выполнения массы требований, в том числе правовых требований в отношении здоровья и безопасности, сохранения природных ресурсов и требований социального характера. В отношении предмета управления менеджмент качества охватывает все этапы процесса строительства - от начала производства до сноса. Кроме того, он включает в себя выполнение корпоративных требований по постоянному улучшению результативности, эффективности, разработке инноваций, удовлетворенности персонала и т.д. Следовательно, понятие качества необходимо рассматривать как "зонтик", охватывающий все указанные требования к организации и товарам/услугам, которые она поставляет. Таким образом, менеджмент качества следует понимать как общее управление всеми этими требованиями.
Создание, изменение, снос здания или другого компонента антропогенной среды - это одноразовое предприятие, проект, который осуществляется проектной командой. Проектная команда - это временная группа агентов, например заказчик, архитекторы, инженеры, подрядчики, поставщики, рабочие и т.д., которые являются специалистами в различных областях.
Проектная команда сталкивается с большим количеством требований различных заинтересованных сторон в отношении функционального назначения, качества, окружающей среды, здоровья, безопасности и т.д. Другими важными факторами для рассмотрения являются строительные нормы, временные и стоимостные ограничения и т.д. Основное назначение проектной команды - управление проектом, т.е. планирование, организация, мониторинг и контроль работы по проекту, с тем чтобы все требования проекта были выполнены.
Члены временной проектной команды - ряд участников проекта, которые сотрудничают на основе договорных соглашений, предусматривающих общие задачи производства, изменения, восстановления или демонтажа строительного объекта. Участник проекта, как правило, одновременно участвует в ряде параллельных проектов с различными требованиями.
Мероприятия по проекту осуществляются в процессе строительства, в котором входная информация (например, требования заказчика, чертежи) и ресурсы переходят в выходную информацию (например, технические решения), чтобы соответствовать требованиям проекта. Таким образом, одной из ключевых функций в управлении проектными командами, а также участниками проекта является управление различными частями процесса строительства. Еще одной важной функцией организации проекта является передача соответствующей информации о строительном объекте на другие процессы его жизненного цикла, например техническое обслуживание, содержание, эксплуатацию и возможные проекты реконструкции, модернизации и т.д. Доступ к такой информации является полезным для выполнения всех этих процессов.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет основу для организации проектной информации (связанной как с процессом, так и с продуктом) в строительных проектах. Цель настоящего стандарта - облегчить процесс контроля, обмена, поиска и использования соответствующей информации о проекте и строительном объекте. Стандарт предназначен для всех участников проектной команды - как для управления процессом строительства в целом, так и для координации его подпроцессов и мероприятий.
Основа управления состоит из ряда общих параметров, которые применимы к проектам разной сложности, размера и продолжительности, а также может быть адаптирована к национальным требованиям и конкретным изменениям в процессе строительства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технические условия (acceptance criteria): Данные, необходимые для того, чтобы считать требования выполненными.
3.2 соответствие (conformity): Выполнение требования.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.6.1*(2).
3.3 строительный элемент (construction element): Составная часть строительного объекта (3.4.2), имеющая характерные функции, форму или положение.
Примечание - Принято по ИСО 12006-2:2001*(3), пункт 2.7*(4).
------------------------------
*(1) Отменен. Действует ИСО 9000:2015.
*(2) Пункт 3.6.1 ИСО 9000:2015 соответствует пункту 3.6.11 ИСО 9000:2015.
*(3) Отменен. Действует ИСО 12006-2:2015.
*(4) Пункт 2.7 ИСО 12006-2:2001 соответствует пункту 3.4.3 ИСО 12006-2:2015.
3.4 строительный объект (construction entity): Независимый материально-строительный результат значительного масштаба, служащий по крайней мере одному действию пользователя или назначению.
Пример - Здание, мост, дорога, дамба, башня, сточная труба, музей (как отдельная конструкция), спортивная площадка, отстойник для сточных вод, велосипедная дорожка.
Примечание - Принято по ИСО 12006-2:2001*(1), пункт 2.4*(2).
3.5 документ (document): Информация и носитель, на котором эта информация представлена.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.7.2*(4).
3.6 информация (information): Значимые данные.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.7.1*(5).
3.7 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.3.1*(6).
3.8 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.4.5*(7).
3.9 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.4.1*(8).
3.10 проект (project): Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включая ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.4.3*(9).
3.11 качество (quality): Степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.1.1*(10).
3.12 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществления деятельности.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(3), пункт 3.7.6*(11).
3.13 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
------------------------------
*(1) Отменен. Действует ИСО 12006:2015.
*(2) Пункт 2.4 ИСО 12006-2:2001 соответствует пункту 3.4.2 ИСО 12006-2:2015.
*(3) Отменен. Действует ИСО 9000:2015.
*(4) Пункт 3.7.2 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.5 ИСО 9000:2015.
*(5) Пункт 3.7.1 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.2 ИСО 9000:2015.
*(6) Пункт 3.3.1 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.2.1 ИСО 9000:2015.
*(7) Пункт 3.4.5 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.4.5 ИСО 9000:2015.
*(8) Пункт 3.4.1 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.4.1 ИСО 9000:2015.
*(9) Пункт 3.4.3 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.4.2 ИСО 9000:2015.
*(10) Пункт 3.1.1 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.4.5 ИСО 9000:2015.
*(11) Пункт 3.7.6 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.10 ИСО 9000:2015.
Примечание 1 - "Обычно предполагается" означает, что это установившаяся практика в организации, среди ее заказчиков и других заинтересованных сторон и рассматриваемая потребность или ожидание подразумеваются.
Примечание 2 - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.1.2*(2).
3.14 анализ (review): Определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.8.7*(3).
3.15 спецификация (specification): Документ, устанавливающий требования.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.7.3*(4).
3.16 задача (task): Комплекс мероприятий, как правило, под ответственность одного агента.
3.17 прослеживаемость (traceability): Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.5.4*(5).
3.18 валидация (validation): Подтверждение посредством предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункты 3.8.5*(6).
3.19 верификация (verification): Подтверждение посредством представления объективных доказательств того, что установленные требования были выполнены.
Примечание - Принято по ИСО 9000:2005*(1), пункт 3.8.4*(7).
------------------------------
*(1) Отменен. Действует ИСО 9000:2015.
*(2) Пункт 3.1.2 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.6.4 ИСО 9000:2015.
*(3) Пункт 3.8.7 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.11.2 ИСО 9000:2015.
*(4) Пункт 3.7.3 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.7 ИСО 9000:2015.
*(5) Пункт 3.5.4 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.6.13 ИСО 9000:2015.
*(6) Пункт 3.8.5 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.13 ИСО 9000:2015.
*(7) Пункт 3.8.4 ИСО 9000:2005 соответствует пункту 3.8.12 ИСО 9000:2015.
4 Общие требования по управлению проектной информацией
4.1 Обозначение требований
Для управления информацией в строительных проектах необходимо, чтобы все требования и ожидания в отношении выходных данных процесса были определены, рассмотрены и задокументированы до начала работы по проекту. Это относится к потребностям заказчика, пользователей, потребителей выходных данных процесса и других участников проекта, а также к юридическим требованиям. Другими требованиями, которые должны быть выполнены, являются нормативные и договорные.
Для управления информацией необходимо, чтобы все требования к входным (исходным) данным, влияющие на выходные (результирующие) данные, были рассмотрены до начала работы по проекту, с тем чтобы:
- все применимые требования были оговорены и, по мере возможности, задокументированы;
- все нечеткие или противоречивые требования были оговорены и, по мере возможности, задокументированы;
- проектом была предусмотрена возможность его документального соответствия заявленным и задокументированным требованиям.
Процессы управления информацией требуют, чтобы технические условия, применимые к результатам процесса для контроля, верификации и валидации в отношении результатов процесса устанавливались в качестве критериев для исходных данных процесса, чтобы гарантировать, что контроль и мероприятия проверки и аттестации результатов показывают достижение их соответствия исходным требованиям процесса.
4.2 Обозначение границ взаимодействия
Важно определить технические границы взаимодействия в проекте и границы между зонами ответственности участников процесса.
4.3 Необходимая информация
Когда для строительных работ применяются системы управления и определены необходимые процессы, возникает ряд общих вопросов, связанных с информацией, которые должны быть урегулированы в рамках полномочий участников проекта. Они приведены ниже.
a) Направленность: Информация о предпосылках, которые важны при реализации заказа, таких как:
- исходные данные, общие цели и ожидания пользователей, организации заказчика;
- местоположение, грунтовые условия, особенности площадки строительства, разрешения местных органов власти, возможное влияние на окружающую среду и т.п.;
- размер проекта, сложность строительных, инженерных работ с указанием общих требований по возможным изменениям, универсальности, потенциалу развития.
b) Контракт: Информация о подходящих тендерах и контрактах заказчика и поставщиков, включая протоколы экспертиз контракта по требованиям и ожиданиям. Это относится как к нуждам заказчика и пользователей, так и к законодательным и договорным требованиям, собственным требованиям организации по отношению к допустимым процессам и результатам работы.
c) Цели проекта: Информация о целях проекта, дающая всем участникам проекта указания по осуществлению действий при принятии любых решений, которые могут повлиять на качество завершенных работ.
d) Управление мероприятиями: информация об управлении процессом, например:
- планы ресурсов, описания ответственности;
- основной график;
- подграфик/подпроцессы;
- требования к материалам и компонентам;
- требования к оборудованию;
- процедуры, описания работ;
- информационные интерфейсы, совместимость;
- мониторинг процесса, соответствие повестке дня, шаблоны протоколов, списки рассылки.
e) Проектирование: Информация об эстетическом, техническом и функциональном проектировании:
- технические интерфейсы;
- объекты-аналоги;
- техническое задание;
- содержание документов;
- технические согласования;
- согласования стоимости;
- согласования по стадиям проектирования.
f) Оценка рисков: Информация для превентивного управления критическими аспектами, например, безопасность и здоровье, влияние на окружающую среду и т.д., применительно:
- к мероприятиям;
- происшествиям;
- проектированию;
- материалам;
- организации;
- условиям окружающей среды, которые могут привести к дефектам или рискам в проектировании и строительстве, а также к недостаткам в представленных результатах.
g) Анализ: информация о проверках, таких как:
- распознавание, отчет, обработка и подтверждение несоответствия и проектных изменений;
- установление удовлетворенности заказчиков;
- независимый аудит и действия по исправлению;
- обзор выполнения процесса;
- управленческие проверки.
h) Обработка результатов: Информация о том, как должна быть разработана документация в бумажном и электронном виде, чтобы соответствовать своей цели в качестве основания для сотрудничества между участниками проекта, для гарантии того, что их содержание является адекватным и правильным, и обеспечения безопасного хранения и поиска, например:
- классификация, идентификация информации;
- обмен информацией;
- процедуры архивирования;
- доступ к информации;
- защита конфиденциальных документов.
Такие требования задаются для того, чтобы соответствующие процедуры могли быть установлены до начала действий. Необходимо также убедиться, что участники проекта имеют документально подтвержденную компетентность и способность выполнять все требования по результатам.
i) Верификация, валидация, инспекция и тестирование: в соответствии с запланированными мероприятиями на соответствующих стадиях процесса должна быть доступна информация о мониторинге, контроле, мероприятиях по верификации и валидации, осуществляемые в целях выполнения поставленных требований. Эта информация должна быть определена для каждого соответствующего мероприятия по контролю, верификации и валидации:
- что необходимо проверить;
- когда должна пройти проверка;
- кто должен проводить проверку;
- каким образом проводить проверку;
- как необходимо представить результаты проверки.
Очень важно обеспечить наличие информации, показывающей, что никакие результаты процесса не выдаются до тех пор, пока не будет доказано выполнение технических условий для результатов процесса, с тем чтобы убедиться, что выходные данные процесса отвечают всем соответствующим требованиям.
5 Структура для организации информации по проекту
5.1 Общая информация
В инструментах, оперирующих данными, следует применять структуру для управления информацией проекта в целях облегчения доступа к соответствующей информации о проекте и объекте строительства, а также для сведения к минимуму риска потери качественно важной информации при подключении и отключении различных участников проекта.
Есть ряд ключевых понятий, которые имеют принципиальное значение в управлении информацией в строительных проектах. Этими понятиями являются параметры, которые изменяются и имеют различные определения в разных культурах, но в принципе встречаются во всех строительных проектах.
Структура определяет параметры, необходимые при организации информации в проекте строительства, и взаимоотношения этих параметров: процесс строительства (в том числе подпроцессы и мероприятия), входные и выходные данные, участники и роли, ресурсы, вспомогательная информация, записи. См. рисунок 1.
Более подробная информация представлена в приложении А.
Рисунок 1 - Структура для организации информации по проекту
5.2 Процесс строительства (основной процесс)
5.2.1 Общие данные
Процесс строительства - это процесс, который обычно происходит несколько раз в жизненном цикле объекта строительства, от его начала до завершения. Каждый проект адаптирует процесс строительства для удовлетворения конкретных целей в отношении сроков, стоимости и качества строительства.
Процесс строительства включает в себя много мероприятий различных видов, осуществляемых разными участниками проекта. Такая сложность требует разделения на подпроцессы для большей управляемости.
Долгосрочный характер и сложность процесса строительства также требуют разделения на подпроцессы для большей управляемости.
В настоящем стандарте процесс строительства представлен в виде трехуровневой модели:
a) Процесс строительства (т.е. основной процесс);
b) подпроцессы;
c) мероприятия.
5.2.2 Подпроцессы
Процесс строительства подразделяется на подпроцессы, которые определяются своими конкретными целями и результатами в зависимости от национальных требований и конкретных условий проекта. Как правило, этими подпроцессами являются предпроектные проработки, техническое задание, проектирование, производство и снос. Подпроцессы могут быть объединены или дополнительно разделены в зависимости от размера и сложности проекта.
Подпроцессы часто связаны с конкретными стадиями, т.е. это хронологическое подразделение промежутка времени проекта. Тем не менее подпроцессы не обязательно последовательны, они часто перекрываются или разделены во времени, т.е. подпроцесс прерывается и возобновляется или повторяется на более поздней стадии.
5.2.3 Мероприятия
Каждый подпроцесс состоит из ряда мероприятий, которые варьируются в зависимости от сложности, размера и продолжительности проекта, от локальных или других различий в процессах строительства. Фактическая работа осуществляется и информация генерируется, собирается и преобразуется именно на уровне мероприятий. При необходимости каждый вид мероприятий может быть дополнительно подразделен.
Как и подпроцессы, мероприятия не обязательно последовательны, а часто перекрываются или разделены во времени, например прерываются и вновь возобновляются или повторяются на более поздней стадии.
Важным комплексом мероприятий во всех подпроцессах является управление проектом, осуществляемое параллельно на уровне проекта и уровне участника проекта.
5.3 Входные и выходные данные
В целом входные данные процесса или мероприятия - это все, что требуется для работы и для достижения целей. Это могут быть чертежи, спецификации, материалы и компоненты. Следовательно, выходные данные - это выполненный результат работы, который, в свою очередь, может служить входными данными для другого процесса или мероприятия.
В рамках данной структуры входные данные - это вся информация по проекту, необходимая для того, чтобы успешно провести процесс или мероприятие, например планы и спецификации. Входные данные также содержат внешние конкретные спецификации по проекту от органов власти, такие как технические условия, и других заинтересованных сторон.
Выходные данные с точки зрения информации по проекту определяют результат процесса/мероприятия по достижению целей процесса и эффективности участника проекта. Выходные данные также определяют часть входных данных для других процессов/мероприятий.
Входные и выходные данные для каждого мероприятия должны быть четко определены на ранней стадии проекта, с тем чтобы они были полными, правильными, адекватными и применимыми к процессу. Любой недостаток во входной и выходной информации требует корректирующих действий.
5.4 Участники проекта и роли
Мероприятия по проекту распределяются как задачи участникам проекта. Участник проекта - это лицо или группа лиц, принадлежащих к организации, которая принимает на себя обязательства по контракту на проект. Типы и число участников проекта, а также распределение задач варьируются в зависимости от национальных требований и конкретных условий проекта.
На уровне проекта в строительном проекте участники проекта имеют разные роли в зависимости от задач, на которые они были назначены. Роли определяют взаимодействие между участниками проекта и информацией, с которой они работают. Выполняя некоторые из этих ролей, участник проекта может обрабатывать информацию, которая не имеет отношения к другим ролям. Таким образом, роль является ключевым понятием при отказе или предоставлении доступа к определенной информации в записях проекта.
Примечание - Термин "исполнитель" является синонимом термина "участник проекта".
5.5 Ресурсы
Мероприятия выполняются с помощью оборудования, такого как инструмент, аппаратное и программное обеспечение, машины и т.д. Некоторая информация по проекту связана с ресурсами с точки зрения определений, валидации, закупок, договоров и т.д.
5.6 Вспомогательная информация
Вспомогательная информация используется в качестве рабочего инструмента в мероприятиях. Вспомогательная информация сама по себе не является частью информации по проекту, но часто интегрируется в проектные документы.
Пример - Справочная информация, инструкции, перечень контрольных вопросов и шаблоны.
5.7 Документы/записи
Соответствующая информация, генерируемая в проекте, собирается в проектные записи и представляется участникам проекта, участвующим в процессе.
Проектные записи, как правило, содержат большой объем информации, который сложно просматривать в случае, если необходимо получить быстрый доступ к определенной информации по проекту в большинстве мероприятий. Для выполнения такого требования один из способов - сортировка и фильтрация информации по аспекту.
5.8 Аспекты
При выполнении многих мероприятий возникает необходимость отфильтровать соответствующую информацию по конкретным аспектам. Некоторые аспекты являются общими, а другие могут меняться на локальном уровне или между проектами. На всех уровнях детализации должна быть возможность фильтрации строительной информации в зависимости от аспекта.
Пример - Здоровье и безопасность, окружающая среда, противопожарная защита, условия местности, правовые нормы.
5.9 Строительные элементы
При выполнении многих мероприятий возникает необходимость получить выборку информации о строительных элементах. Необходимо обеспечить возможность выборки информации с учетом задания определенных критериев. Выборка по строительному элементу облегчается, если информационная система внедрена в цифровую модель объекта строительства или имеет с ней взаимосвязи.
6 Классификация и обозначение
При применении структуры, описываемой настоящим стандартом, ссылка на настоящий стандарт обязательна.
Библиография
[1] ISO 9000:2005, Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь)
[2] ISO 12006-2:2001, Building construction - Organization of information about construction works - Part 2: Framework for classification of information (Строительство. Организация данных о строительных работах. Часть 2. Основы классификации информации)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 22263-2017 "Модель организации данных о строительных работах. Структура управления проектной информацией" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2017 г. N 620-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 октября 2017 г.
Настоящий ГОСТ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений