Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 1-АПГ18-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" об оспаривании постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2017 г. N 76-т/40 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Северодвинск"
по апелляционной жалобе агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 17 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей агентства по тарифам и ценам Архангельской области Жгулевой А.А. и Зиняк И.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Стахеевой Е.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство, регулирующий орган) от 20 декабря 2017 г. N 76-т/40 (далее - Постановление N 76-т/40) установлена плата за подключение к системе теплоснабжения публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ПАО "ТГК N 2", Общество) на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Северодвинск".
Пунктами 2-5 Постановления N 76-т/40 установлена указанная плата, дифференцированная в зависимости от подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей, согласно приложениям 1-4 к оспариваемому нормативному правовому акту.
ПАО "ТГК N 2" обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 2-5 и приложения 1-4 к Постановлению N 76-т/40 со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец также просил возложить на регулирующий орган обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Общество указало, что оспариваемая плата установлена без учета корректирующих коэффициентов к укрупненным нормативам цены строительства, в частности уточняющих цену работ исходя из прокладки сетей в стесненных условиях застроенной части города, уровня цен субъектов Российской Федерации и регионально-климатических условий.
Решением Архангельского областного суда от 17 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Агентство, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что применение названных регионально-экономических и регионально-климатических коэффициентов носит рекомендательный характер, размер оспариваемой платы обоснованно рассчитан регулирующим органом не выше укрупненных сметных нормативов с учетом баланса экономических интересов Общества и потребителей его услуг. Агентство также полагает, что суд необоснованно руководствовался разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), не носящими нормативный характер.
Прокуратурой Архангельской области, ПАО "ТГК N 2" поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию в сфере теплоснабжения подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения. Полномочиями на установление названной платы наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Как усматривается из материалов дела, Постановление N 76-т/40 издано уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1 и 18, подпункт 5.3 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп) и 28 декабря 2017 г. размещено на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 32 Закона Архангельской области от 20 мая 2009 г. N 19-3-ОЗ "О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации в том числе расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей.
Согласно пункту 111 Основ ценообразования стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
Как следует из пунктов 167 и 173 Методических указаний N 760-э, при расчете платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 г., рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегионразвития России) в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 4 октября 2011 г. N 481 (далее - Методические рекомендации N 481), при применении нормативной цены строительства рекомендуется учитывать регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства. При этом коэффициенты перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемые при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства (далее - регионально-экономический коэффициент), и коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства (отличия в конструктивных решениях) в регионах Российской Федерации по отношению к базовому району (далее - регионально-климатический коэффициент), являются переменными в формуле, по которой определяется прогнозная стоимость планируемого к строительству объекта в региональном разрезе (пункт 9 Методических рекомендаций N 481).
По инициативе Общества регулирующий орган рассчитал плату за технологическое подключение объектов к системе теплоснабжения ПАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск" и "Северодвинск". При этом регулирующий орган уменьшил заявленный Обществом размер расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов в г. Архангельске. В частности, Агентство не применило в расчетах указанной статьи расходов регионально-экономический коэффициент в размере 1,18 и регионально-климатический коэффициент в размере 1,09.
Согласно выписке из протокола заседания коллегии Агентства от 20 декабря 2017 г. учет в расчетах названных коэффициентов регулирующий орган посчитал необоснованным, так как применение данных коэффициентов не предусмотрено укрупненными нормативами цены строительства, утвержденными приказом Минстроя России от 21 июля 2017 г. N 1011/пр "НЦС-2017. НЦС 81-02-13-2017. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник 13. Наружные тепловые сети" (далее - НЦС 81-02-13-2017).
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, указал, что применение регионально-экономического и регионально-климатического коэффициентов предусмотрено формулами Методических рекомендаций N 481, отдельного указания на их использование в НЦС 81-02-13-2017 не требуется, и пришел к обоснованному выводу, что размер оспариваемой платы рассчитан регулирующим органом с нарушением установленного порядка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что Методические указания N 760-э и Методические рекомендации N 481 не содержат императивных норм, обязывающих регулирующие органы применять названные коэффициенты, и Агентством не превышены укрупненные сметные нормативы строительства, содержащиеся в НЦС 81-02-13-2017, подлежат отклонению в силу следующего.
Пункт 111 Основ ценообразования, пункт 173 Методических указаний N 760-э указывают на непревышение оспариваемых расходов укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Согласно пункту 3.1.2 Методических рекомендаций N 481 нормативная цена строительства (далее - НЦС) включает, в частности, затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
В соответствии с пунктами 4.1.2, 5 Методических рекомендаций N 481 дополнительные затраты, возникающие при особых условиях строительства, следует учитывать дополнительно, путем применения коэффициентов, предусмотренных в технических частях сборников НЦС. В том числе при применении НЦС рекомендуется учитывать регионально-экономические, регионально-климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.
Применение НЦС 81-02-13-2017, которые устанавливают укрупненные НЦС для базового района (Московская область), для целей определения расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей в г. Архангельске без учета вышеназванных поправочных коэффициентов не соответствует принципу обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Результаты проверки хозяйственной деятельности Общества, на которые Агентство ссылается в апелляционной жалобе, не исключают обязанность регулирующего органа произвести расчет платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями тарифного законодательства.
Имеющаяся в решении суда ссылка на письмо Минстроя России не влияет на правильность решения суда, который при формулировке оспариваемых выводов руководствовался положениями Основ ценообразования, Методических указаний N 760-э и Методических рекомендаций N 481.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 17 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу агентства по тарифам и ценам Архангельской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 1-АПГ18-13
Текст определения официально опубликован не был