Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. N 308-КГ18-18554
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2018 по делу N А63-8652/2017 Арбитражного суда Ставропольского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (далее - общество) о признании незаконным и отмене решения департамента о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, а также возложении обязанности на департамент выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов для объекта - полигона твердых бытовых отходов, установила:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 решение отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2018 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент просит об отмене судебных актов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, общество направило в департамент почтовым отправлением с сопроводительным письмом отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду для объекта размещения отходов - полигона твердых бытовых отходов для Петровского района Ставропольского края в целях подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
По результатам рассмотрения отчета департаментом принято решение от 08.02.2017 N 18/27/746 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, эксплуатируемого обществом.
Считая решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявления суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467, Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее - приказ N 66), СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Росприроднадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как принятое при неправильном применении норм материального права и по неполно исследованным обстоятельствам спора.
Судом первой инстанции не учтено, что при отборе проб в точках на границе земельного участка невозможно определить превышение фоновых значений на территории, прилегающей к объекту размещения отходов; срок предоставления отчета по мониторингу не является пресекательным, поскольку отчет согласно пункту 6 приказа N 66 направляется в уведомительном порядке именно почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора; обязанности проводить мониторинг в 2016 году у общества отсутствовали, поскольку отходы с 01.09.2016 по 31.12.2016 находились 4 месяца на накоплении, тариф на захоронение отходов общество получило только с 01.01.2017; общество имеет объект захоронения отходов при соблюдении всех действующих требований, то есть за границей населенных пунктов; руководствоваться ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.7.2041-06, ГН 2.1.5.1315-03 при рассмотрении отчета по мониторингу в отношении объекта размещения отходов департамент не мог, указанные ПДК в данном случае не заменяют требований о наличии нормативов качества окружающей среды, так как объект размещения отходов расположен за пределами границ населенных пунктов.
При таких обстоятельствах решение департамента нарушает права и законные интересы общества.
Вывод суда апелляционной инстанции поддержан судом округа.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора, что в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определила:
отказать Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2018 г. N 308-КГ18-18554 по делу N А63-8652/2017
Текст определения официально опубликован не был