Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.Ю. Голотенко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Ю. Голотенко оспаривает конституционность пункта 1 статьи 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; за каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 данного Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
Как следует из представленных материалов, заявителю с мая 2014 года досрочно назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях") и с марта 2016 года пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 20, 39, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку исключает возможность определения права на пенсию за выслугу лет и произведения расчета ее размера по законодательству, действовавшему на 31 декабря 2009 года, тем лицам, у которых на указанную дату имелась необходимая продолжительность стажа соответствующей работы.
Пункт 1 статьи 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был применен в деле С.Ю. Голотенко судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). При этом федеральный законодатель вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.
Для работников летно-испытательного состава частью 1 статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года статьей 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и статьей 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено право на получение страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.
Оспариваемый С.Ю. Голотенко пункт 1 статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливает размер пенсии за выслугу лет, которая назначается гражданам из числа работников летно-испытательного состава на специальных условиях, определенных этой статьей. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации пенсионных прав указанных лиц с учетом специфики их профессиональной деятельности по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
При исчислении размера страховой пенсии по старости работников летно-испытательного состава применяются в том числе положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера страховой пенсии застрахованных лиц, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
Как следует из содержания жалобы, заявитель, оспаривая конституционность статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", выражает несогласие с порядком определения размера назначенной ему пенсии за выслугу лет и полагает, что размер пенсии должен быть исчислен в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ), которым были сохранены действовавшие до 1 января 2002 года условия и нормы установления пенсий в том числе летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав таких лиц в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Однако разрешение вопросов о правильности состоявшихся по делу заявителя правоприменительных решений, в том числе с точки зрения оценки правильности выбора норм, подлежащих применению, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голотенко Сергея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2701-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голотенко Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)