Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 53-КГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 22 мая 2017 г. N 24/001/020/2017-2105 об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края Евстифеевой Н.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Красноярскому краю от 22 мая 2017 г. N 24/001/020/2017-2105 об отказе в государственной регистрации доверительного управления имуществом безвестно отсутствующей Юрловой Ю.М.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 октября 2017 г., оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 г., в удовлетворении требований отказано.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 9 апреля 2018 г. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной министерством в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и 6 сентября 2018 г. передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявления и признавая законным решение Управления Росреестра по Красноярскому краю, суды исходили из того, что оснований для государственной регистрации доверительного управления в отношении спорной квартиры не имелось, поскольку право собственности Юрловой Ю.М. на данное жилое помещение не зарегистрировано.
С таким выводом согласиться нельзя.
В силу положений пункта 2 статьи 8 и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент приобретения спорной квартиры) право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав на такие объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости или совершённой после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным законом (часть 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Технический учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе осуществлённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признаются юридически действительными, и такие объекты считаются ранее учтёнными объектами недвижимого имущества (часть 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьёй 62 Закона N 218-ФЗ запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании в том числе документов, подтверждающих ранее осуществлённый государственный учёт указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтённом объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтённом объекте недвижимости (пункт 3 части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" он вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования (пункт 1) и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; по правоотношениям, возникшим до введения закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие (пункт 6).
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
На основании Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных посёлках РСФСР, утверждённой приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. N 83 (действовавшей на момент приватизации спорной квартиры), в целях учёта принадлежности строений в городах, рабочих, дачных и курортных посёлках РСФСР бюро технической инвентаризации исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, в том числе жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности (п. "г" § 1).
Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда г. Красноярска от 2 августа 2016 г. Юрлова Ю.М. признана безвестно отсутствующей.
В собственности Юрловой Ю.М. находится квартира N ..., расположенная в доме _ предоставленная ей в порядке приватизации, что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность от 12 апреля 1993 г. и свидетельством о приватизации жилого помещения от 12 апреля 1993 г. N 6/1535 (л.д. 32, 37, 38). Согласно отметке в указанном договоре документ в тот же день зарегистрирован в органах технической инвентаризации.
В соответствии с завещанием от 5 марта 1999 г. Юрлова Ю.М. завещала принадлежащую ей квартиру Эмрих С.В., которая в 2016 г. обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением об определении её доверительным управляющим данным имуществом.
На основании приказа министерства от 20 января 2017 г. N 30-ОД Эмрих С.В. определена доверительным управляющим имуществом безвестно отсутствующей Юрловой Ю.М.; между Министерством социальной политики Красноярского края и Эмрих С.В. заключён договор от 25 января 2017 г. N 19 доверительного управления имуществом безвестно отсутствующей гражданки.
Министерство и Эмрих С.В. обратились в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлениями о государственной регистрации ограничения права (доверительного управления) в отношении данной квартиры. Однако государственная регистрация доверительного управления была приостановлена, а затем решением от 22 мая 2017 г. в регистрации отказано в связи с тем, что право собственности на данную квартиру за Юрловой Ю.М. в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано и не представлено заявление о государственной регистрации права собственности на квартиру.
Между тем регистрирующим органом и судами не учтено следующее.
Поскольку договор передачи квартиры от 12 апреля 1993 г. оформлен в соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент его заключения, то право собственности Юрловой Ю.М. на спорную квартиру возникло с момента регистрации в бюро технической инвентаризации и до введения в действие Закона N 122-ФЗ, вступившего в силу в январе 1998 г.
Кроме того, в справке от 13 декабря 2016 г. N 5120, выданной Красноярским отделением Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", указано, что по состоянию на 31 декабря 1998 г. данный объект недвижимости зарегистрирован на праве собственности за Юрловой Ю.М на основании договора приватизации от 12 апреля 1993 г.
Положениями части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ определено, что в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности доверительное управление.
В силу части 1 статьи 54 этого же закона любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением этим имуществом на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих эти отношения, в том числе на основании актов государственных органов, органов местного самоуправления, договоров или решения суда.
Судами установлено и административным ответчиком не оспаривается, что заявители представили на государственную регистрацию все необходимые документы, подтверждающие передачу недвижимости в доверительное управление Эмрих С.В.
При таких обстоятельствах отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности Юрловой Ю.М. на квартиру само по себе не может служить основанием для отказа в совершении действий по регистрации ограничения прав и обременения недвижимого имущества (доверительного управления). При обращении министерства и заинтересованного лица регистрирующему органу следовало самостоятельно внести в реестр сведения о правообладателе, руководствуясь положениями статьи 69 Закона N 218-ФЗ, а также документами о приватизации квартиры, которые оформлены в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и, бесспорно, подтверждают право собственности Юрловой Ю.М. на жилое помещение.
При таком положении решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 г. нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 12 февраля 2018 г. отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 22 мая 2017 г. N 24/001/020/2017-2105 об отказе в государственной регистрации доверительного управления в отношении квартиры, находящейся по адресу: ...
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обязанность осуществить государственную регистрацию доверительного управления в отношении квартиры, находящейся по адресу: ...
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2018 г. N 53-КГ18-20
Текст определения официально опубликован не был