Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 1-АПГ18-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сольвычегодская здравница" о признании недействующими отдельных положений решения Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 31 марта 2010 г. N 184 "Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Котласский муниципальный район", и об утверждении ставок арендной платы, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Котласский муниципальный район" по апелляционной жалобе Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" (в редакции от 18 апреля 2013 г. N 80) на решение Архангельского областного суда от 13 апреля 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя ООО "Сольвычегодская здравница" Ельникова С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Котласский муниципальный район" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений решения Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 31 марта 2010 г. N 184 "Об утверждении Положения об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Котласский муниципальный район", и об утверждении ставок арендной платы, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Котласский муниципальный район" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 10,5% от кадастровой стоимости земли.
Решением Архангельского областного суда от 13 апреля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Собрание депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Архангельской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район", главы муниципального образования "Котласский муниципальный район", прокуратуры Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Правительство Архангельской области является органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим регулирование земельных отношений, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Правительство Архангельской области постановлением от 15 декабря 2009 г. N 190-пп утвердило Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в государственной собственности Архангельской области.
Согласно пункту 4 указанного Порядка, ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены земельные участки (за исключением территории муниципального образования "город Архангельск").
В соответствии со статьей 27 Устава муниципального образования "Котласский муниципальный район" Собрание депутатов муниципального образования наделено полномочиями на установление ставок арендной платы за пользование землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 31 марта 2010 г. N 184 утверждены Положение об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Котласский муниципальный район", и ставки арендной платы, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Котласский муниципальный район".
В соответствии с Приложением N 2 указанного решения в редакции от 18 апреля 2013 г. N 80, ставка арендной платы, применяемая при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Сольвычегодска муниципального образования "Сольвычегодское", предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, установлена в размере 10,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решение действует в редакциях от 24 декабря 2010 г. N 294, от 11 июля 2011 г. N 365, от 08 июня 2012 N 470, от 18 апреля 2013 N 80 и от 20 февраля 2014 г. N 171, официально опубликовано в газете "Двинская правда" в 2010-2014 гг. Решение, а также внесенные в него изменения приняты с соблюдением порядка и процедуры принятия и внесения изменений.
Согласно материалам дела ООО "Сольвычегодская здравница" на основании договоров купли-продажи от 1 апреля 2014 г. и от 01 сентября 2014 г. приобрело право собственности на здание сборочного цеха, конторы, модульного цеха, парокотельной, гаража ДОЦ, склада запасных частей, расположенные на земельном участке 29: 07:061202:170 общей площадью 27 407 кв.м из земель государственная собственность на которые не разграничена, с видом разрешенного использования - для эксплуатации зданий и сооружений. Права на земельный участок обществом в установленном законом порядке не оформлены. Административный истец поставляет технологическую щепу ООО "КоласСтрой-Инвест", осуществляющему регулируемую деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) на территории муниципального образования с использованием котельной.
В связи с использованием обществом земельного участка ему начислена администрацией муниципального образования задолженность за использование земли за период с января 2015 г. по март 2017 г. рассчитанная на основании Приложения N 2 решения Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальный район" от 31 марта 2010 г. N 184 в редакции от 18 апреля 2013 г. N 80, в размере 10,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленное административным ответчиком экономическое обоснование не является доказательством экономической обоснованности увеличения ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения производственных, административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
В связи с тем, что собственность на указанный земельный участок не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным ответчиком, в подтверждение экономической обоснованности увеличения ставки арендной платы в 7 раз представлено экономическое обоснование, согласно которому необходимость в увеличении ставки послужило сохранение величины арендных платежей поступающих в местный бюджет на уровне 2012 г.
Вместе с тем, в указанном обосновании не приведен анализ доходности земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, который должен увеличиться за период с 2010 г. по 2013 г., что позволило бы увеличить арендную ставку в 7 раз, отсутствует оценка доли арендной платы в составе расходов, связанных с эксплуатацией и влиянием размера арендной платы на экономические показатели.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что административный ответчик применил метод сопоставления рыночных цен по предложениям аренды земельных участков по виду разрешенного использования, не может подтверждать обоснованность применения арендной ставки в размере 10,5% от кадастровой стоимости, поскольку не основан на принципах определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 13 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания депутатов муниципального образования "Котласский муниципальной район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. N 1-АПГ18-14
Текст определения официально опубликован не был