Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) в процессе рассмотрения материалов, поступивших в рамках рассмотрения жалобы ООО "Энком" от 19.03.2018 N 39953/18 на бездействие Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба, РСТ РБ, Орган регулирования) в части неустановления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год, заявлений АО "Улан-Удэ Энерго", ООО "Элекс", ООО "Нетрон" о рассмотрении в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, с Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (peг. N 43868/18 от 26.03.2018, N 43212/18 от 23.03.2018, N 35699/18 от 12.03.2018) установлено следующее.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2017 N 1/47 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", от 27.12.2017 N 1/48 "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год" установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год для АО "Улан-Удэ Энерго", ООО "Элекс", ООО "Нетрон".
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 12.12.2014 N 1/21 (в редакции приказа от 21.12.2017 N 1/28), от 16.12.2014 N 1/22 (в редакции приказа от 19.12.2017 N 1/26), от 17.12.2014 N 1/23 (в редакции приказов от 22.12.2017 N 1/33, от 25.12.2017 N 1/37, от 27.12.2017 N 1/45, от 30.01.2018 N 1/53), от 17.12.2015 N 1/46 (в редакции приказа от 22.12.2017 N 1/34), от 25.12.2017 N 1/35, от 27.12.2016 N 1/52 (в редакции приказа от 25.12.2017 N 1/36), от 25.12.2017 N 1/39, от 23.12.2014 N 1/30 (в редакции приказа от 25.12.2017 N 1/40), от 26.12.2017 N 1/42, от 19.12.2013 N 1/58-1 (в редакции приказа от 27.12.2017 N 1/46), от 24.04.2018 N 1/10, от 18.09.2018 N 1/16 установлена необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций, действующих на территории Республики Бурятия, на 2018 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 30.01.2018 здесь и далее по тексту следует читать как "1/5"
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.12.2017 N 1/38, от 26.12.2017 N 1/41 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2018-2020 гг.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования).
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" далее также - Критерии).
К названным критериям относятся в том числе владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 Критериев); владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи (пункт 2 Критериев).
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов, определяемый регулирующими органами.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 23 Правил регулирования экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
По результатам анализа соответствия ООО "Энком" Критериям на 2018 год Службой принята мощность трансформаторных подстанций - 0,9 МВА, общая протяженность линий - 2,8 км, в том числе по уровню напряжения СН2 - 2,8 км, в связи с чем сделан вывод о несоответствии Критериям.
По результатам анализа соответствия ООО "Элекс" Критериям на 2018 год Службой принята мощность трансформаторных подстанций 31,89 МВА, общая протяженность линий - 57,71 км, в том числе по уровням напряжений: СН1 - 1,49 км, СН2 - 17,87 км, НН - 29,76 км.
По результатам анализа соответствия ООО "Нетрон" Критериям на 2018 год Службой принята мощность трансформаторных подстанций - 27,92 МВА, общая протяженность линий - 146,91 км, в том числе по уровням напряжений: ВН - 25,82 км, СН2 - 39,83 км, НН - 81,27 км.
Однако, как следует из материалов тарифных дел, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2018 год Служба в отсутствие правовых оснований выборочно для одних регулируемых организаций не принимала в расчет объекты электросетевого хозяйства с определенными техническими характеристиками, эксплуатируемые по договорам аренды, в связи с отсутствием отметки о государственной регистрации, а также приобретенные по договорам купли-продажи, ввиду отсутствия свидетельств о государственной регистрации права собственности, а для других регулируемых организаций принимала объекты с аналогичными техническими характеристиками для определения соответствия Критериям и учитывала при определении необходимой валовой выручки, а также индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.
В этой связи, в действиях РСТ РБ при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2818 год по сетям Республики Бурятия имеется нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, также положений Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, выразившееся в применении различных подходов для различных регулируемых организаций при определении соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Кроме того, ФАС России отмечает, понятие движимого и недвижимого имущества определена статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на недвижимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2425-III "О Градостроительном уставе Республики Бурятия" выдача разрешений на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 10 киловольт включительно.
Ввиду выявленных нарушений в целях исключения дискриминационного подхода при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики подлежит пересмотру соответствие территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, Критериям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия нарушившей пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункты 23, 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
2. Отменить с 01.12.2018 приказы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 19.12.2017 N 1/26, от 21.12.2017 N 1/28, от 22.12.2017 N 1/33, N 1/34, от 25.12.2017 N 1/35, N 1/36, N 1/37, N 1/38, N 1/39, N 1/40, от 26.12.2017 N 1/41, N 1/42, от 27.12.2017 N 1/45, N 1/46, N 1/47, от 27.12.2017 N 1/48, от 30.01.2018 N 1/53, от 24.04.2018 N 1/10, от 18.09.2018 N 1/16.
3. Органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики провести повторный анализ соответствия территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и настоящим приказом и установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год по сетям Республики Бурятия и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год, а также необходимую валовую выручку и долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, обеспечив введение в действие соответствующих цен (тарифов) с 1 декабря 2018 года.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктом 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Бурятия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим приказом;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 30 октября 2018 г. N 1481/18 "Об отмене приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 19.12.2017 N 1/26, от 21.12.2017 N 1/28, от 22.12.2017 N 1/33, N 1/34, от 25.12.2017 N 1/35, N 1/36, N 1/37, N 1/38, N 1/39, N 1/40, от 26.12.2017 N 1/41, N 1/42, от 27.12.2017 N 1/45, N 1/46, N 1/47, от 27.12.2017 N 1/48, от 30.01.2018 N 1/53, от 24.04.2018 N 1/10, от 18.09.2018 N 1/16"
Текст приказа официально опубликован не был