Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.В. Шумихина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Шумихин оспаривает конституционность подпункта "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075), согласно которому при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, заявитель является инвалидом I группы и на основании договора с учреждением социального обслуживания получает социальные услуги на дому. При исчислении среднедушевого дохода в целях определения платы за данные услуги были учтены ежемесячная денежная выплата и предоставляемая в денежной форме мера социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемую норму.
По мнению заявителя, оспариваемое положение, предусматривая учет при исчислении среднедушевого дохода денежных выплат, установленных взамен натуральных льгот и носящих компенсационный характер, допускает умаление конституционных прав соответствующих категорий граждан и вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 7, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 2).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", устанавливающим правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, к числу принципов социального обслуживания отнесена адресность предоставления социальных услуг (пункт 2 части 2 статьи 4).
Предусматривая возможность оказания социальных услуг на различных условиях - бесплатно либо за плату или частичную плату (пункт 3 части 2 статьи 27), названный Федеральный закон в статье 31 определил категории граждан, которым социальные услуги могут предоставляться бесплатно, в том числе исходя из уровня их дохода, и делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 18 октября 2014 года N 1075 утвердило Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, в которых был установлен перечень выплат, подлежащих учету при исчислении среднедушевого дохода, включающий наряду с другими видами доходов также пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты социального характера.
Тем самым было установлено правовое регулирование, позволяющее обеспечивать адресность социального обслуживания и при этом - с учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" - исключающее возможность ухудшения условий его предоставления в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня его вступления в силу порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, в отношении которых вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Следовательно, оспариваемое положение, будучи одним из элементов такого правового регулирования, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, условия предоставления которому социальных услуг, как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов, после вступления в силу названного Федерального закона и принятых в целях его реализации нормативных правовых актов не изменились.
Разрешение же вопроса о пересмотре перечня видов выплат, подлежащих учету при исчислении среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шумихина Алексея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2723-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шумихина Алексея Владимировича на нарушение его конституционных прав подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)