Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.А. Быкова, В.П. Гребенщикова и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане А.А. Быков, В.П. Гребенщиков, А.И. Крячко, В.И. Кузнецова, Т.А. Лакия, Г.Н. Левченко, Е.Ю. Ляпустин, Л.Н. Нохрин и А.В. Парадеев оспаривают конституционность следующих законоположений:
пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов; кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 данного Федерального закона; не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение кандидатов в списке, кроме случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия, в том числе исключения, некоторых кандидатов;
подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", в соответствии с которым устав политической партии должен содержать положения, определяющие основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
Заявители также оспаривают конституционность пункта 2 статьи 98 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Свердловской области", предусматривающего, что в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 1, 2, 4 или 5 статьи 54 данного Кодекса, а также в связи со смертью кандидата.
Кроме того, заявители оспаривают конституционность части 11 статьи 239 КАС Российской Федерации, согласно которой с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, заявителям отказано в удовлетворении их административного искового заявления о признании незаконными решений окружных избирательных комиссий по выборам в представительный орган муниципального образования, которыми аннулирована их регистрация в качестве кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, а также решения местного отделения политической партии об отзыве данных кандидатов. Суды установили, что основанием для отзыва зарегистрированных кандидатов в депутаты является совершение ими действий, направленных на дискредитацию политической партии, противоречащих ее интересам и наносящих ей политический ущерб.
Заявители полагают, что оспариваемые положения избирательного законодательства нарушают гарантии избирательных прав кандидатов в депутаты и их избирателей и противоречат статьям 19, 32 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не содержат формально-юридически определенного указания на то, что лишение гражданина статуса кандидата в депутаты на основании решения выдвинувшей его в составе списка кандидатов политической партии возможно только в исключительных случаях и только на основании решения, мотивированного совершением конкретных противоправных действий отзываемого кандидата, в том числе конкретных действий, несовместимых с законными интересами политической партии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" представленными заявителями материалами не подтверждается применение судами в их деле оспариваемой ими нормы части 11 статьи 239 КАС Российской Федерации, а потому их жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Что касается оспариваемых заявителями положений избирательного законодательства, определяющих условия аннулирования регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, то Конституционным Судом Российской Федерации соответствующая оценка данных норм была дана в сохраняющем свою силу Постановлении от 9 ноября 2009 года N 16-П. В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, отметил, что положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", предоставляя политической партии как избирательному объединению право исключать отдельных кандидатов из выдвинутого ею и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов в депутаты, непосредственно не обусловливают принятие такого решения наличием оснований, указанных в федеральном законе и уставе данной политической партии, но по их смыслу в системе норм избирательного законодательства, связывающего возможность исключения кандидата из выдвинутого политической партией списка кандидатов с вынуждающими обстоятельствами объективного характера, а также с совершением им либо противоправных действий (бездействия), либо действий (бездействия), несовместимых с законными интересами данной политической партии, не могут носить произвольный характер, ставить данного гражданина в ситуацию правовой и фактической неопределенности и не должны рассматриваться как допускающие возможность лишения гражданина статуса кандидата в депутаты на основании немотивированного решения выдвинувшей его в составе списка кандидатов политической партии.
Таким образом, положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" и пункта 2 статьи 98 Закона Свердловской области "Избирательный кодекс Свердловской области" - с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 9 ноября 2009 года N 16-П, - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.
Определение же того, имеет ли исключение заявителей из выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов объективные основания, равно как и оценка мотивированности решения политической партии об отзыве кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, как связанные с установлением и исследованием фактических обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова Андрея Анатольевича, Гребенщикова Владимира Петровича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2550-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова Андрея Анатольевича, Гребенщикова Владимира Петровича и других на нарушение их конституционных прав частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" и пунктом 2 статьи 98 Закона Свердловской области "Избирательный кодекс Свердловской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)