Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.П. Негуляева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.П. Негуляеву было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, касающихся восстановления его на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих, и лиц, уволенных с военной службы.
Как указали суды, А.П. Негуляев был правомерно снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения в период прохождения военной службы (был обеспечен жильем в составе семьи по соответствующим нормативам и, кроме того, совершил действия, направленные на ухудшение жилищных условий); действующее же законодательство не предусматривает обеспечение жилыми помещениями за счет военного ведомства лиц, которые до момента увольнения с военной службы не состояли на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.П. Негуляев оспаривает конституционность пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего жилищные гарантии для военнослужащих.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 17 (часть 2), 18, 19 (часть 1), 39 (часть 1), 55 и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку - в силу своей неопределенности - лишает жилищных гарантий граждан, уволенных с военной службы, которые ранее не обеспечивались жильем за счет военного ведомства, имеют выслугу 20 лет и более, а с момента ухудшения ими жилищных условий прошло более 5 лет. Также в жалобе указано на необходимость внесения изменений в оспариваемую норму.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Направленная на реализацию указанных конституционных положений статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает предоставление жилищных гарантий определенным категориям граждан, которые, находясь на военной службе, были признаны нуждающимися в жилье, что соответствует правовой природе данного вида социальной гарантии, призванной решать жилищные проблемы граждан, существующие в период прохождения ими военной службы, в том числе связанные с предстоящим увольнением с военной службы (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2273-О, от 25 октября 2016 года N 2270-О и от 26 января 2017 года N 168-О).
Как следует из представленных материалов, заявитель не имел правовых оснований для постановки в период службы на учет военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
С учетом изложенного оспариваемая норма, которая предусматривает предоставление жилищных гарантий гражданам, состоящим на военной службе, сама по себе не нарушает конституционные права заявителя, который сохраняет право на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешение же вопроса о внесении в действующее законодательство дополнений и изменений, включая определение категории граждан, имеющих право на жилищные гарантии, предоставляемые в рамках специального обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Негуляева Александра Петровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2618-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Негуляева Александра Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)