Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Информация
об участии Профсоюза в проведении в I полугодии 2018 г. экспертизы единой модели аттестации педагогических работников в рамках I этапа ее апробации
В I полугодии 2018 г. Профсоюз участвовал в проведении экспертизы единой модели аттестации педагогических работников в рамках I этапа ее апробации.
Основаниями для разработки единой модели аттестации стали:
- поручение Правительству Российской Федерации обеспечить формирование национальной системы учительского роста (далее - НСУР), направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов" (подпункт "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (протокол от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС));
- заключение Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Рособрнадзором в 2017-2018 гг. двухгодичных государственных контрактов по подготовке, апробации и внедрению моделей оценки квалификации и аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ) (пункты 4-5 Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. N 703).
Кроме того, в рамках официального интервью директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.Е. Петрова в 2018 г. констатированы следующие проблемы, требующие решения: "Сегодняшняя модель аттестации со сбором огромного количества сертификатов для портфолио, с многочисленными аттестационными комиссиями дает нам в результате учителя Калужской области, Республики Дагестан, Краснодарского края или Республики Крым и так далее, но никак не российского учителя. Как только у педагога возникает необходимость переехать из одного региона в другой, ему снова приходится проходить аттестацию по новым правилам. То есть действующая модель не предполагает единого образовательного пространства. Причем документы для аттестации в каждом из регионов России пусть незначительно, но все же отличаются".
В свою очередь предпосылкой заинтересованного участия Профсоюза в апробации стала необходимость реализации следующих мер, обусловленных его программными задачами, а также договоренностями в рамках социального партнерства:
- установление единых форм и процедур проведения аттестации педагогических работников во всех субъектах Российской Федерации;
- устранение избыточной отчетности педагогических работников при прохождении ими аттестации;
- переход от формализма в проведении аттестации к стимулированию профессионального развития педагогических работников в ходе подготовки к аттестации и ее прохождения.
Формальными же основаниями для участия Профсоюза в апробации стали:
- наличие официальной договоренности с Минобрнауки России о совместном участии в совершенствовании методики проведения аттестации педагогических работников (пункт 8.5 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, заключенного Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 г. (зарегистрировано в Роструде 22 декабря 2017 г., регистрационный N 28/18-20));
- назначение заместителя председателя Профсоюза Т.В. Куприяновой заместителем руководителя рабочей группы "Совершенствование системы аттестации учителей" (пункт 2 состава рабочей группы "Совершенствование системы аттестации учителей" в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и введению НСУР, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 3 мая 2018 г.);
- определение Т.В. Куприяновой координатором проекта по апробации со стороны Профсоюза, а также решение об участии его региональных (межрегиональных) организаций в мероприятиях по апробации в 19 субъектах Российской Федерации (пункты 1 и 2 постановления Исполкома Профсоюза от 29 мая 2018 г. N 13-13 "Об участии в апробации новой модели аттестации педагогических работников");
- включение Профсоюза в состав ответственных исполнителей мероприятий по апробации (пункты 2.1-2.4, 2.6-2.9, 3.1-3.4, 3.6-3.10, 3.13, 4.1-4.2 плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию и внедрению модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС в 2018 году, утвержденного заместителем Министра образовании и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 26 июня 2018 г.).
На федеральном уровне вопросы разработки и апробации единой модели аттестации обсуждались в I полугодии 2018 г. в ходе следующих официальных мероприятий с участием Т.В. Куприяновой, а также специалистов аппарата Профсоюза:
- проблемный семинар по разработке и апробации единой модели аттестации учителей в рамках формирования НСУР (г. Москва, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", 31 января), состоявшийся под руководством академика РАО В.В. Рубцова и заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России С.Д. Ермаковой;
- панельная дискуссия с координаторами апробации в субъектах Российской Федерации по итогам конференции "Управление развитием педагогических кадров" в рамках Международного форума "Евразийский образовательный диалог" (г. Ярославль, КЗЦ "Миллениум", 26 апреля), состоявшаяся под руководством директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.Е. Петрова;
- заседание рабочей группы "Совершенствование системы аттестации учителей" в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию и введению НСУР (г. Москва, Минобрнауки России, 22 мая), состоявшееся под председательством руководителя рабочей группы С.Д. Ермаковой;
- заседание Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР (г. Москва, Минобрнауки России, 28 мая), состоявшееся под председательством директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.Е. Петрова;
- селекторное совещание с координаторами апробации в субъектах Российской Федерации "О ходе апробации модели аттестации педагогических работников" (г. Москва, Минобрнауки России, 5 июня), состоявшееся под председательством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной, а также при участии Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой;
- рабочая встреча для обсуждения предварительных итогов I этапа апробации (г. Москва, Минобрнауки России, 3 июля), состоявшаяся под председательством заместителя Министра образовании и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной.
Организационно-техническое сопровождение Профсоюзом экспертизы единой модели аттестации педагогических работников на I этапе ее апробации включало подготовку на федеральном уровне следующих документов и материалов:
- замечаний к проекту программы апробации разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ (в части обеспечения участия в апробации организаций Профсоюза);
- информации для координаторов проекта по апробации со стороны региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза (с приглашением на селекторное совещание "О ходе реализации проекта по апробации новой модели аттестации педагогических работников", организуемое Минобрнауки России и Профсоюзом, и комплектом документов и материалов по вопросам организации и проведения апробации);
- заключений на проекты Порядка проведения апробации разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ и Порядка проведения апробации разработанного проекта типового комплекта ЕФОМ (с учетом задачи обеспечения профсоюзного контроля над созданием необходимых условий для выполнения заданий на основе оценочных материалов учителями русского языка и математики и студентами выпускных курсов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки");
- типовых анкет для координаторов проекта по апробации со стороны региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, а также учителей - участников апробации и формуляра представления результатов их экспресс-опроса (в рамках участия Профсоюза в координации проекта по апробации в субъектах Российской Федерации).
Информационное сопровождение участия Профсоюза на федеральном уровне в мероприятиях по апробации осуществлялось на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет, в газете "Мой профсоюз", а также в материалах к августовским конференциям работников образования.
Во всех 19 субъектах Российской Федерации - участниках I этапа апробации Исполком Профсоюза определил в мае 2018 г. непосредственных координаторов проекта со стороны региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза. По согласованию ими стали О.А. Вахрушев (Нижегородская область), Д.Х. Герзелиев (Чеченская Республика), Н.М. Глушко (Томская область), С.Н. Даниленко (Краснодарский край), Е.Ф. Дрейлинг (Омская область), С.А. Карныш (Кабардино-Балкарская Республика), А.А. Катаев (Ленинградская область), Т.А. Козыренко (Хабаровский край), Л.В. Косарынцева (Красноярский край), С.В. Кошкин (Республика Адыгея), Е.А. Митина (Рязанская область), Ю.П. Прохоров (Республика Татарстан), Г.В. Скоморохова (Волгоградская область), А.В. Соколов (Ярославская область), С.Г. Сутягина (Новосибирская область), Т.Е. Твердохлеб (Ульяновская область), О.Н. Титова (Калининградская область), Т.Е. Трошкина (Свердловская область) и Я.С. Щепанская (Республика Саха (Якутия)).
Под руководством координаторов проекта со стороны Профсоюза и его региональных (межрегиональных) организаций был предпринят следующий комплекс мер в рамках экспертизы единой модели аттестации педагогических работников:
- проведение информационно-разъяснительной работы (в том числе в коллективах учителей и обучающихся - участников I этапа апробации) о цели и задачах апробации;
- содействие реализации принципов добровольного участия в апробации и конфиденциальности информации о его результатах для администрации образовательных организаций;
- осуществление в очном формате и подведение итогов независимого общественного наблюдения над условиями централизованного выполнения учителями и обучающимися апробационных заданий на основе оценочных материалов;
- обеспечение учета мотивированного мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций при составлении работодателями участников апробации представлений на соответствующих учителей, а также об образовательных результатах обучающихся и информации об учете мнения выпускников образовательных организаций об их работе;
- участие первичных профсоюзных организаций в образовательных организациях, вошедших в проект по апробации, в разработке методики перевода в баллы представлений работодателей на учителей - участников апробации, об образовательных результатах обучающихся и информации об учете мнения выпускников образовательных организаций об их работе;
- организация экспресс-опроса учителей - участников I этапа апробации по вопросам совершенствования апробационных оценочных материалов и процедур, предусмотренных проектом единой модели аттестации;
- обобщение замечаний и предложений по совершенствованию условий организации и проведения апробации с целью их учета в ходе ее II этапа;
- принятие мер по поощрению членов Профсоюза за личное деятельное участие в осуществлении в I полугодии 2018 г. экспертизы единой модели аттестации педагогических работников.
Всего в I этапе апробации приняли участие свыше 600 учителей русского языка и математики в 19 субъектах Российской Федерации, а в проведенном Профсоюзе экспресс-опросе по ее итогам - 92% из них. Кроме того, в 10 из задействованных субъектов Российской Федерации (Республике Татарстан, Чеченской Республике, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Ульяновской и Ярославской областях) в I этапе апробации участвовали также свыше 450 студентов выпускных курсов образовательных организаций высшего образования, реализующих программы педагогической направленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.