Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. N 69-КГ18-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2018 г. гражданское дело по иску Мальковой Елены Александровны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе Мальковой Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 декабря 2017 г., которым решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Мальковой Е.А. по доверенности Довган Б.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Малькова Е.А. обратилась в суд иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее также - УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, пенсионный орган) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Малькова Е.А. указала, что с 1995 года осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения. 7 февраля 2017 г., полагая, что имеет необходимый 30-летний стаж лечебной деятельности, Малькова Е.А. обратилась в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2017 г. Мальковой Е.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия 30-летнего стажа лечебной деятельности. По подсчётам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Мальковой Е.А. на дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 28 лет 1 месяц 14 дней.
В специальный стаж лечебной деятельности период работы Мальковой Е.А. со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. (далее также - спорный период) в должности медицинской сестры отделения реанимации новорождённых детского стационара муниципального учреждения здравоохранения "Муниципальная городская больница N 1" (далее также - МУЗ "Муниципальная городская больница N 1", больница) пенсионным органом включён в календарном исчислении. Во включении указанного периода в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев пенсионным органом отказано, поскольку наименование отделения не соответствует наименованиям отделений учреждений здравоохранения, указанным в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
С названным решением УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Малькова Е.А. не согласна, считает, что отделение, в котором она осуществляла лечебную деятельность в период со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г., поименовано в пункте 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию по выслуге лет" (далее также - постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464), согласно которому среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии выслуга лет исчисляется как один год за один год и 6 месяцев.
Ссылаясь на постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и пункт 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, просила суд (с учётом заявления об уточнении исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) включить период её работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации новорождённых детского стационара МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность, в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, обязать УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры назначить Мальковой Е.А. досрочную страховую пенсию по старости с 22 февраля 2017 г.
Представитель УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в суде иск не признал.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 августа 2017 г. исковые требования Мальковой Е.А. удовлетворены, суд обязал УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить в стаж работы Мальковой Е.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период её работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в качестве медицинской сестры отделения реанимации новорождённых детского стационара МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев и назначить страховую пенсию с 22 февраля 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 декабря 2017 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мальковой Е.А. отказано.
Малькова Е.А. обратилась в Верховый Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 29 июня 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 26 сентября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела представитель УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Малькова Е.А. с 1 апреля 1995 г. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С 1 апреля 1995 г. по 1 июля 1995 г. Малькова Е.А. работала санитаркой в отделении челюстно-лицевой хирургии Центральной районной больницы г. Сургута.
2 августа 1995 г. Малькова Е.А. была принята на работу в МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" (с 31 декабря 2013 г. в связи с переименованием - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая больница") на должность медицинской сестры отделения реанимации новорождённых, где работала в указанной должности и в спорный период со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г.
1 августа 2001 г. в соответствии со штатным расписанием Малькова Е.А. была переведена на должность медсестры палатной в отделение анестезиологии-реанимации новорождённых детского стационара этого же медицинского учреждения.
31 августа 2008 г. Малькова Е.А. была уволена из МУЗ "Городская муниципальная больница N 1" в порядке перевода, в муниципальное учреждение здравоохранения "Клинический перинатальный центр", которое с 1 июля 2008 г. переименовано в бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский клинический перинатальный центр".
С 1 апреля 2008 г. и по настоящее время Малькова Е.А. осуществляет трудовую деятельность в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский клинический перинатальный центр" в должности медицинской сестры палатной.
7 февраля 2017 г. Малькова Е.А. обратилась в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
Решением УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 апреля 2017 г. Мальковой Е.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости по указанному основанию в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности. По подсчётам пенсионного органа стаж лечебной деятельности Мальковой Е.А. на дату подачи ею заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составил 28 лет 1 месяц 14 дней вместо установленных законом 30 лет лечебной деятельности.
В специальный стаж лечебной деятельности период работы Мальковой Е.А. со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации новорождённых детского стационара МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" пенсионным органом включён в календарном исчислении. Во включении в специальный стаж этого периода в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев пенсионным органом отказано, поскольку наименование отделения не соответствует наименованиям отделений учреждений здравоохранения, указанным в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из материалов дела также следует, что по данным штатного расписания медицинского и другого персонала МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" на 1996, 1997, 1998, 1999 годы в детском стационаре больницы выделено отделение реанимации новорождённых, предусмотрена должность медсестры палатной.
С 2000 года штатным расписанием МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации новорождённых, где Малькова Е.А. продолжала работать в должности медсестры палатной.
По данным, содержащимся в справке бюджетного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая больница" (ранее - МУЗ "Муниципальная городская больница N 1") от 24 мая 2017 г. Малькова Е.А. с 1 марта 2000 г. приступила к работе в больнице на полный рабочий день в должности медицинской сестры палатной отделения реанимации новорождённых детского стационара, 1 августа 2001 г. в соответствии со штатным расписанием переведена на должность медицинской сестры палатной в отделение анестезиологии-реанимации новорождённых детского стационара больницы.
Согласно справке этого же учреждения от 29 июня 2017 г., за период работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. Малькова Е.А. имеет право на льготное исчисление специального стажа один год работы за один год и 6 месяцев, как медицинская сестра отделения реанимации новорождённых детского стационара, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Мальковой Е.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода её работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, суд первой инстанции, сославшись на постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и пункт 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, исходил из того, что уточняющими справками работодателя от 24 мая и от 29 июня 2017 г. подтверждено право Мальковой Е.А. на включение спорного периода её работы в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, в связи с чем пришёл к выводу о том, что занимаемая Мальковой Е.А. в спорный период должность относится к среднему персоналу отделения реанимации и интенсивной терапии, предусмотренному названным постановлением.
Поскольку Малькова Е.А. до настоящего времени работает в учреждении здравоохранения (бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский клинический перинатальный центр") в должности медицинской сестры палатной в отделении реанимации и интенсивной терапии новорождённых, то есть в должности и отделении, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и с учётом включения спорного периода работы в льготном исчислении, специальный стаж Мальковой Е.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на 22 февраля 2017 г. составил 30 лет, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Мальковой Е.А. о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию с момента возникновения у неё права на такую пенсию, то есть с 22 февраля 2017 г.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Мальковой Е.А. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что отделение реанимации новорождённых МУЗ "Муниципальная городская больница N 1", в котором Малькова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в период со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в должности медсестры, не соответствует наименованиям структурных подразделений медицинских учреждений (отделение реанимации и интенсивной терапии либо отделение анестезиологии-реанимации), указанным в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается прудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дающим право на льготное исчисление периодов работы в указанных учреждениях как один год работы за один год и 6 месяцев.
По мнению суда апелляционной инстанции, представленная Мальковой Е.А. в ходе рассмотрения дела по существу справка бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая больница" от 29 июня 2017 г., подтверждающая её право на включение спорного периода (со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г.) в специальный стаж как один год работы за один год и 6 месяцев, доказательственного значения при разрешении спора не имеет, поскольку работодатель не вправе подменять пенсионный орган в решении вопросов, связанных с исчислением стажа. Данная справка получена Мальковой Е.А.
позднее её обращения в УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предметом рассмотрения и оценки пенсионного органа при вынесении решения об отказе Мальковой Е.А. во включении спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении не являлась, соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения этого периода работы Мальковой Е.А. в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфер*; профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работок: по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утверждённые Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", подлежащего применению к спорному периоду работы Мальковой Е.А. со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г., установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Льготный порядок исчисления стажа медицинским сёстрам палатным отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определённой должности и работа в определённом подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Мальковой Е.А. о включении в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода её работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. в должности медсестры отделения реанимации новорождённых МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, на основании представленных Мальковой Е.А. письменных доказательств (трудовой книжки, справок работодателя, штатных расписаний МУЗ "Муниципальная городская больница N 1" с 1995 года по 2001 год), установил, что в спорный период она занимала должность медицинской сестры, которая относится к среднему медицинскому персоналу, и работала в отделении, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которое в этот период ошибочно было поименовано работодателем как отделение реанимации новорождённых (не содержало в названии отделения слов "анестезиологии" или "интенсивной терапии"), в связи с чем возложил на УПФР в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязанность включить спорный период работы Мальковой Е.А. в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе Мальковой Е.А. в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, не установив каких-либо новых обстоятельств и не опровергнув выводы суда первой инстанции, сослался на то, что Малькова Е.А. работала в отделении реанимации новорождённых, а не в отделении реанимации и интенсивной терапии либо отделении анестезиологии-реанимации, предусмотренных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Между тем, как следует из материалов дела, в подтверждение факта работы в должности и в подразделении учреждения здравоохранения, работа в которых даёт право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности как один год работы за один год и 6 месяцев, Мальковой Е.А. работодателем - бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая больница" 29 июня 2017 г. была выдана справка, уточняющая её занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, содержащая указание на то, что за период работы со 2 августа 1995 г. по 6 апреля 1999 г. Малькова Е.А. имеет право на льготное исчисление специального стажа один год работы за один год и 6 месяцев, как медицинская сестра отделения реанимации новорождённых детского стационара, на основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что указание в названной справке на возможность льготного исчисления спорного стажа работы Мальковой Е.А. не имеет доказательственного значения, поскольку работодатель не вправе подменять пенсионный орган в решении вопросов, связанных с исчислением стажа, нельзя признать правомерным, поскольку он сделан без учёта норм материального права, регулирующих порядок и условия подтверждения страхового стажа.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный стаж Мальковой Е.А. имел место до регистрации её 4 августа 2000 г. в системе государственного пенсионного страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определённом структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако судом апелляционной инстанции, сделавшим вывод о том, что представленная Мальковой Е.А. в процессе судебного разбирательства справка бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа "Сургутская городская клиническая больница" от 29 июня 2017 г. о характере её работы в спорный период не имеет доказательственного значения, положения приведённых норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, данная справка в пенсионный орган Мальковой Е.А. не представлялась и спорный период стажа с учётом сведений, содержащихся в справке, не был предметом рассмотрения и оценки территориального органа Пенсионного фонда, вследствие чего у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения спорного периода в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также нельзя признать правомерным.
Порядок установления страховых пенсий определён статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, как решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и решение вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суд (пункт 46 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путём подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции, отказавшим Мальковой Е.А. в удовлетворении иска, не учтено, что Малькова Е.А., реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа пенсионного органа во включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода её работы в льготном исчислении и в связи с этим о наличии у неё права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки суда первой инстанции, который оценив представленные по делу доказательства, включая справку бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская городская клиническая больница" от 29 июня 2017 г., в совокупности с иными доказательствами по делу, пришёл к выводу о том, что спорный период подлежит зачёту в специальный стаж в льготном исчислении, с учётом которого у истца имеется предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 30-летний стаж лечебной деятельности, необходимый для получения досрочной страховой пенсии по старости. Эти выводы суда первой инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права, а также нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции опровергнуты не были.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Мальковой Е.А. и для принятия нового решения об отказе в удовлетворении её исковых требований.
С учётом приведённых обстоятельств апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 декабря 2017 г. отменить.
Оставить в силе решение Сургутского городского суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 10 августа 2017 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. N 69-КГ18-11
Текст определения официально опубликован не был