Постановление Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 67-АД18-19
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Просанова Игоря Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 12.02.2018, решение судьи Новосибирского областного суда от 22.02.2018 N 7а-111/2018 и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 05.06.2018 N П4а-351/2018, состоявшиеся в отношении Просанова Игоря Юрьевича (далее - Просанов И.Ю.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 12.02.2018, оставленным без изменения решением судьи Новосибирского областного суда от 22.02.2018 N 7а-111/2018 и постановлением заместителя председателя Новосибирского областного суда от 05.06.2018 N П4а-351/2018, Просанов И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Просанов И.Ю. выражает несогласие с указанными актами, принятыми в отношении него, и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Просанова И.Ю. к административной ответственности) изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, Просанов И.Ю. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, которое выразилось в изготовлении и распространении им 28.01.2018 в ходе публичного мероприятия, посвященного выборам Президента Российской Федерации, агитационного материала с надписью об одном из кандидатов на выборах Президента Российской Федерации с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
Фактические обстоятельства вменяемого Просанову И.Ю. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, рапортом сотрудника полиции (л.д. 4), протоколом об административном задержании (л.д. 6), сообщением избирательной комиссии Новосибирской области от 02.02.2018 (л.д. 10) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Утверждение Просанова И.Ю. об отсутствии в его деянии состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на недоказанность в ходе производства по данному делу изготовления и распространения им агитационных материалов, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В постановлении от 16.06.2006 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области" Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58 и пункта 5 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами; при наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, притом что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1665-О, данные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере распространяются на положения Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", устанавливающие условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента Российской Федерации) под предвыборной агитацией в данном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).
Как следует из подпунктов 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 49 Закона о выборах Президента Российской Федерации, в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией, в частности, признаются: описание возможных последствий избрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с негативными комментариями; деятельность, способствующая формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (пункт 1 статьи 50 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
В статье 55 Закона о выборах Президента Российской Федерации кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации (пункт 1).
Все предвыборные печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов, сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда (пункт 2 статьи 55 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы. Вместе с указанными материалами в соответствующие избирательные комиссии должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица (об адресе места жительства физического лица), изготовившего и заказавшего эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала за счет средств соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" (пункт 3 статьи 55 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
Запрещается изготовление предвыборных печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 11 этой статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда, с нарушением требований, установленных пунктами 4, 6, 6.1 и 7.1 статьи 49 указанного закона, пунктом 2 данной статьи (пункт 5).
Запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 названного закона, пунктами 3 и (или) 5 этой статьи (пункт 6 статьи 55 Закона о выборах Президента Российской Федерации).
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 N 528-сф, официально опубликованным 18.12.2017 в печатном издании "Российская газета" N 286 и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 года.
Учтя вышеизложенное, изучив, в числе прочего, постановление избирательной комиссии Новосибирской области от 02.02.2018 N 186/1456-5, подготовленное по запросу должностного лица органа внутренних дел, судебные инстанции сочли, что безрукавка с надписью об одном из кандидатов на выборах Президента Российской Федерации, демонстрируемая Просановым И.Ю. 28.01.2018 на публичном мероприятии, имевшем целью "Информирование и обсуждение инициативы об отказе от участия в голосовании в отсутствие реальной конкуренции", представляет собой иной агитационный материал, распространяемый им с нарушением вышеприведенных норм статьи 55 Закона о выборах Президента Российской Федерации.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, исследовав и оценив собранные по настоящему делу доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что состав вменяемого административного правонарушения в действиях Просанова И.Ю. установлен.
Изложенные в поданной в Верховный Суд Российской Федерации доводы ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не приведено.
При этом сведений о том, что упомянутое постановление избирательной комиссии Новосибирской области признано незаконным в установленном порядке, в материалах дела не имеется.
Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.
Административное наказание назначено Просанову И.Ю. в минимальном размере санкции части 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 12.02.2018, решение судьи Новосибирского областного суда от 22.02.2018 N 7а-111/2018 и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 05.06.2018 N П4а-351/2018, состоявшиеся в отношении Просанова Игоря Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Просанова Игоря Юрьевича - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 67-АД18-19
Текст постановления официально опубликован не был