Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 24-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д.и Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Стовба Андрея Андреевича о признании не действующим в части приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30 августа 2012 г. N 170-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Кошехабльский район"
по апелляционной жалобе Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея Цеева З.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея (далее также - Управление) от 30 августа 2012 г. N 170-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Кошехабльский район" (далее также - Приказ N 170-п) утверждены на территории муниципального образования "Кошехабльский район" определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно приложению.
Стовба А.А. обратился в Верховный Суд Республики Адыгея с уточненным административным исковым заявлением о признании не действующим Приказа N 170-п в части установления нормативов потребления коммунальной услуги на отопление для населения в размере 0,023 Гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц в домах, построенных до 1999 г., поскольку они не предусматривают дифференциации в зависимости от этажности зданий. В обоснование указал на несоответствие оспариваемых положений статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее также - Правила N 306).
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июня 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Приказ N 170-п в части установления без дифференциации в зависимости от этажности зданий нормативов потребления коммунальной услуги на отопление для населения в размере 0,023 Гкал на 1 квадратный метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме в месяц в домах, построенных до 1999 г., признан не действующим с 1 июля 2016 г.
В апелляционной жалобе Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе удовлетворении требований. Полагает неправильным вывод суда о том, что Управлением не исследовалась возможность применения метода аналогов. Обращает внимание на предоставление в материалы дела перечня домов с информацией о наличии и отсутствии приборов учета, из которого следует, что на момент издания оспариваемого нормативного правового акта отсутствовала возможность для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению с использованием метода аналогов. Административный ответчик также считает недоказанным факт нарушения Приказом N 170-п прав административного истца. Полагает немотивированным вывод суда о признании этого нормативного акта не действующим с указанной в решении даты.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и представителем административного истца Стовба А.А. Долотовым Н.С. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Согласно Положению, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 июля 2010 г. N 133 "О некоторых вопросах государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея", Управление является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен и тарифов.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемый в части Приказ N 170-п принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается; действовал в редакции изменений, внесенных приказами Управления, в том числе от 26 мая 2016 г. N 55-п "О внесении изменений в некоторые приказы Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея" (далее также - Приказ N 55-п), утратил силу с 1 июля 2017 г. на основании приказа Управления от 30 мая 2017 г. N 70-п "Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по отоплению на территории Республики Адыгея" (далее также - Приказ N 70-п).
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Применительно к Правилам N 306 под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в пункт 11 Правил N 306 внесены изменения, согласно которым с 30 декабря 2014 г. при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов или жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
Как усматривается из материалов дела, Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея принят приказ от 30 августа 2012 г. N 170-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению на территории муниципального образования "Кошехабльский район", которым утверждены на территории муниципального образования "Кошехабльский район" определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласно приложению в размере 0,023 Гкал на 1 кв.м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилом доме в месяц в домах, построенных до 1999 г. включительно. Нормативы установлены исходя из продолжительности отопительного периода, равного семи календарным месяцам.
Указанный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению является единым для всех многоквартирных домов или жилых домов до 1999 г. постройки включительно, расположенных в населенных пунктах на территории Кошехабльского района Республики Адыгея.
Вносившиеся приказами Управления в Приказ N 170-п изменения сохранили прежнюю дифференциацию многоквартирных домов или жилых домов в зависимости исключительно от года постройки.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (абзац первый пункта 21 Правил N 306).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применение Управлением расчетного метода определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не является обоснованным, поскольку в нарушение части 9 статьи 213 КАС РФ надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов, являющегося приоритетным, административным ответчиком не представлено, применение расчетного метода отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений не подтверждено.
Повторяемые в апелляционной жалобе возражения административного ответчика о том, что Управлением исследовалась возможность применения метода аналогов для установления нормативов, но ввиду отсутствия необходимых сведений, перечисленных в пункте 21 Правил N 306, его применение признано невозможным, в связи с чем применение расчетного метода является обоснованным, проверялись судом первой инстанции во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ и не нашли своего подтверждения.
При этом суд первой инстанции, установив, что административный истец проживает в многоквартирном пятиэтажном кирпичном доме, 1966 г. постройки, что опровергает доводы административного ответчика об отсутствии конструктивных особенностей многоквартирных домов или жилых домов, расположенных на территории муниципального образования, пришел к обоснованному выводу о том, что установление нормативов без учета дифференциации в зависимости от этажности указанных домов, а также от материала стен, противоречит пунктам 4, 10, 11 Правил N 306.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку оспариваемые нормативы при приведении их в соответствие с внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 изменениями подлежали определению с учетом дифференциации согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306).
При этом Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца субъективного права, подлежащего судебной защите, поскольку установление нормативов по отоплению в отношении многоквартирного дома, в котором проживает административный истец, не может не затрагивать его права как потребителя коммунальных услуг, несущего бремя финансовой нагрузки в связи с несоответствием нормативов конструктивным и техническим параметрам многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имел ограниченный срок действия, утратил силу с 1 июля 2017 г. на основании Приказа N 70-п, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании Приказа N 170-п не действующим в оспариваемой части с момента вступления в силу изменившего его редакцию Приказа N 55-п, то есть с 1 июля 2016 г.
Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения административного ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 4 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 24-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был