Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Сейл-опт", ООО "Офисмейк" (далее - Заявители) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Заказчик), аукционной комиссией Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку канцелярских принадлежностей (номера извещений в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006818000028, 0173100006818000029) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы Заявителей на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителей, их права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукционов, в связи с чем у Заявителей отсутствовала возможность подать заявки на участие в Аукционах.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителей, и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером извещения 0173100006818000028:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 993 798,85 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.10.2018.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером извещения 0173100006818000029:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 921 436,65 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.10.2018.
Согласно доводам жалоб Заявителей, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукционов, в связи с чем у Заявителей отсутствовала возможность подать заявки на участие в Аукционах.
В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Согласно части 14 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
Из жалобы Заявителей следует, что Заказчиком 15.10.2018 внесены изменения в документации об Аукционах. При этом у Заявителей отсутствовала возможность отозвать ранее поданные заявки или направить новые заявки на участие в Аукционе.
Согласно извещениям о проведении Аукционов в редакции от 27.09.2018 срок окончания подачи заявок на участие в Аукционах 15.10.2018 в 09:00.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что в срок окончания подачи заявок на участии в Аукционе, т.е. 15.10.2018 в 09:00, Оператором электронной площадки направлены заявки в адрес Заказчика, при этом в соответствии с частью 14 статьи 66 Закона о контрактной системе у Заявителей отсутствовала возможность отозвать поданные заявки на участие в Аукционе, а также возможность внести изменения в ранее поданные заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителей о том, что Оператором электронной площадки, не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукционов, в связи с чем у Заявителей отсутствовала возможность подать заявки на участие в Аукционах, не нашел своего подтверждения.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 11.10.2018 Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещения о проведении Аукционов и документации об Аукционах, при этом, 12.10.2018 указанные сведения направлены в Федеральное казначейство.
Вместе с тем, согласно сведениям, опубликованным в ЕИС, изменения в извещения о проведении Аукционов и документации об Аукционах опубликованы 15.10.2018 в 14:18, то есть позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобы ООО "Сейл-опт", ООО "Офисмейк" необоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.10.2018 по делу N 18/44/105/1491 соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2018 г. N 18/44/105/1491 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был