Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Монолит-Фундаментстрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - Единая комиссия) Заказчиком запроса предложений в электронной форме (номер извещения - 0373100037618000088) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлены ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Запросе предложений, а именно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке предложения участника в отношении в отношении объекта закупки, содержащее сведения в отношении конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ;
2. Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке сведений об опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера;
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к объему работ, неправомерное требование о соответствии выполняемых работ проектным решениям, а также избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 938 631 470 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 26.10.2018;
5) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от участников закупки, которая признана Единой комиссией соответствующей требованиям документации о проведении Запроса предложений и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлены ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Запросе предложений, а именно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке предложения участника в отношении объекта закупки, содержащее сведения в отношении конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать, в том числе, предложение участника запроса предложений в электронной форме об условиях исполнения контракта в соответствии с требованиями, указанными в документации о проведении запроса предложений в электронной форме.
Частью 10 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса предложений в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пунктом 11.3 документации о проведении Запроса предложений Участник закупки должен представить в составе заявки на участие в закупке предложения участника запроса предложений об условиях исполнения договора, содержащие сведения, указанные в пункте 11.3 информационной карты документации о проведении Запроса предложений, подтверждающие соответствие требованиям документации показателей используемых при выполнении работ товаров, по форме N 4 "Предложение в отношении объекта закупки" раздела V документации о проведении Запроса предложений.
Пунктом 4 части 10.1 документации о проведении Запроса предложений установлено, что заявка на участие в Запросе предложений должна содержать, в том числе, предложение участника запроса предложений об условиях исполнения договора в соответствии с требованиями пунктов 11.1, 11.2, 11.3 информационной карты документации о проведении Запроса предложений.
Пунктом 11.3 информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлено, что участник закупки должен представить в составе заявки на участие в закупке предложения в отношении объекта закупки, содержащее сведения в отношении конкретных показателей товаров, используемых для выполнения работ, соответствующие значениям, установленным в техническом задании документации о проведении Запроса предложений.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к составу заявки на участие в Запросе предложений, в том числе, в предоставления предложения в отношении объекта закупки, установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, при этом отсутствие соответствующего предложения в составе заявки участника закупки влечет отклонение заявки в силу требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения документации о проведении Запроса предложений не противоречат Закону о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии иного не доказано, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке сведений об опыте участника по выполнению работ сопоставимого характера.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, документация о проведении запроса предложений в электронной форме должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, критерий в отношении квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 11.2 информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлено, что Участник закупки должен представить в составе заявки на участие в закупке сведения об опыте участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по форме 3 "Сведения об опыте участника закупки" раздела V документации о запросе предложений. Участник закупки указывает сведения об опыте исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, подтвержденного документами, перечисленными в пункте 16.5.2 документации о проведении Запроса предложений. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Отсутствие указанного опыта выполнения работ не является основанием для признания заявки на участие в запросе предложений не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование установлено для оценки заявки участника закупки, установлено в связи с потребностью Заказчика в выявлении лучших условий исполнения контракта и не является условием допуска/отклонения заявки на участие в Запросе предложений.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование документации о проведении Запроса предложений не является дополнительным требованием к участнику закупки, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" не предусмотрено установление дополнительных требований к участникам закупки при проведении запроса предложений в электронной форме.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к объему работ, неправомерное требование о соответствии выполняемых работ проектным решениям, а также избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ (так , например по товару "Кабель", "Шкаф" и иные).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к работам, выполняемым в рамках исполнения контракта, установлены в техническом задании документации о проведении Запроса предложений в соответствии с проектной документацией, размещенной Заказчиком в ЕИС, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Запросе предложений (далее - Инструкция) установлено, что предоставление сведений в составе заявки на участие в Запросе предложений не требуется.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно Инструкции, "в случае, если в документации о закупке при описании товаров, используемых для производства работ (в приложении N 1 к техническому заданию раздела IV документации о закупке "Описание объекта закупки" в таблице - в столбце "Значение показателя"), Заказчиком установлено, что товар должен соответствовать проектным решениям, участник закупки по данному показателю вправе указать, что товар будет соответствовать или соответствует проектным решениям, либо вправе не указывать значение по этому показателю. Данное обстоятельство никаким образом не ограничивает участника в подготовке заявки".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к товарам, указанным в техническом задании документации о проведении Запроса предложений установлены в соответствии с действующими нормативами и стандартами, а также сведениями, содержащимися в сметной документации, при этом при указании сведений о конкретных показателях товаров участнику закупки не требуется иметь товар в наличии или проводить испытания партии товара (так, например, показатели товара "Кабель" в отношении парной скрутки и оболочки из полимерных композиций находятся в общедоступном доступе и указываются производителями товаров; требования в отношении двери товара "Шкаф" установлены нормативами и стандартами и не являются избыточными).
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу АО "Монолит-Фундаментстрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.