Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-СБС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги "Санкт-Петербург - завод им. Свердлова - Всеволожск" (км 39) с железной дорогой на перегоне Всеволожская - Мельничный ручей во Всеволожском районе Ленинградской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0145200000418001643) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом порядок предоставления Заказчиком, Уполномоченным органом аванса;
2) Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 25.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 564 821 351,07 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.11.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом порядок предоставления Заказчиком, Уполномоченным органом аванса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.3.3 проекта государственного контракта установлено, что подрядчик вправе обратиться к Заказчику с заявлением о предоставлении ему авансового платежа, в размере не более 10 процентов от цены контракта.
В соответствии с пунктом 4.16 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Заказчик в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней со дня принятия заявления от Подрядчика о выплате аванса, рассматривает указанное заявление и в случае принятия положительного решения осуществляет платеж. При этом размер авансового платежа не может превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 6.1. контракта, в том числе при осуществлении авансового платежа необходимо учитывать положения Постановления Правительства Ленинградской области от 28.02.2018 года N 61", при этом, положениям проекта государственного контракта документации об Аукционе не предусмотрена обязанность Заказчика, Уполномоченного органа выплатить поставщику авансовый платеж.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе порядок предоставления Заказчиком аванса, а также конкретный размер нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно требования к товарам установлены сплошным текстом, без нумерации, в формате PDF, что препятствует составлению заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Приложению N 5 требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены следующим образом, например: "Наименование товара: Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная марки I тип А, соответствующая ГОСТ 9128-2013. Идентификация товара: Р1293-ТКР1-8, Транспортная развязка на пересечении автомобильной дороги "Санкт-Петербург - завод им. Свердлова - Всеволожск" (км 39) с железной дорогой на перегоне Всеволожская-Мельничный Ручей во Всеволожском районе Ленинградской области, Дорожные работы. N показателя товара: 1. Наименование показателя (характеристики) товара: Наибольший размер минеральных зерен. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Единица измерения: мм. Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров: должен быть до 20. N показателя товара: 2. Наименование показателя (характеристики) товара: Остаточная пористость. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Единица измерения: %. Требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: должна быть в диапазоне значений свыше 2,5 до 5,0. Требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. N показателя товара: 3. Наименование показателя (характеристики) товара: Пористость минеральной части. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров: требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется" и так далее.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в Приложении N 5 документации об Аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ, установлены ненадлежащим образом, сплошным текстом, без нумерации, не позволяющим участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку на основании установленных в Приложении N 5 требований к характеристикам товаров не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно характеристики к какому товару подлежат указанию участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. В документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ, например:
"Время высыхания краски (эмали) до степени 3; Время в течение которого высушенная пленка краски (эмали) устойчива к статическому воздействию 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре ()°С; Время в течение которого высушенная пленка краски (эмали) устойчива к статическому воздействию насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре () °С; Время в течение которого высушенная пленка краски (эмали) устойчива к статическому воздействию воды при температуре ()°С, Наименование показателя (характеристики) товара: Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе, при температуре 0°C и скорости деформирования 50 мм/мин".
Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Навигатор-СБС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.10.2018 N 18/44/105/1429 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.