Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецремстрой-21" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту офисных помещений (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100006418000177) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция);
2. В документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта;
3. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, которые изменяют суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 30.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 31.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 192 944,99 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 02.11.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не определяющая порядок указания в заявке на участие в Аукционе характеристик товаров в части правил трактовки ряда символов, сопровождающих конкретные показатели товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ: "11. Кабель-канал - габаритные размеры изделия должны быть (ШхВ), мм, 90.0 х 60.0.; 12. Углы наружные для кабель-канала - габаритные размеры изделия должны быть (ШхВ), мм,
100.0 х 60.0.; 13. Заглушки для кабель-канала - габаритные размеры изделия должны быть (ШхВ), мм,
90.0 х 40.0.; 30. Выключатель тип - размеры (ШхВхГ) должны быть
100 х 117 х 70; 36. Профиль стоечный - размеры (ШхВхТ) мм должны быть
40 х 50 х 0.6. Длина
3000 мм; 40. Панели потолочные - размеры (ТхДхШ) должны быть, м,
0.020 х 0.6 х 0.6".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при заполнении заявки на участие в Аукционе участникам в отношении указанных характеристик необходимо руководствоваться следующими положениями, установленными Инструкцией: "1. символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения; 2. символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; 3. символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему; 4. символ "
" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему", что, по мнению Комиссии, не противоречит Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе размещены разъяснения положений документации об Аукционе от 24.10.2018 N РД3, согласно которым символ "," (запятая) следует читать как общепринятый знак препинания, который используется при перечислении и читается как "и".
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно положениям Инструкции "в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", при этом положениями Инструкции не предусмотрено приоритета чтения знаков "," и ";", установленных совместно.
Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "46. Комплектующие к подвесным потолкам: Цвет: универсальный белый или WG - Global White; Материал: жесть; Тип профиля: видимая подвесная система".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном случае участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо указать показатели цвета, материала и типа профиля товара "Комплектующие к подвесным потолкам".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе с учетом положений Инструкции и потребностью Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки на участие в Аукционе по указанным основаниям не отклонялись.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "48. Трубы электротехнические - диапазон рабочей температуры эксплуатации - Диапазон должен быть шире чем -20 ... +55".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе в ЕИС размещены разъяснения от 22.10.2018 N РД2, согласно которым "Трубы электротехнические" в требуемый параметр установлено - "диапазон рабочей температуры эксплуатации: Диапазон должен быть шире, чем -20 ... +55". Участнику закупки необходимо указать диапазон, который будет шире -20 ... +55, поскольку в требуемом параметре есть прямое указание на то, что Диапазон должна быть шире и знак "..." служит для разделения границ. При этом сообщаем, что требуемый параметр "диапазон рабочей температуры эксплуатации: Диапазон должен быть шире, чем -20 ... +55" не будет учитываться Заказчиком при рассмотрении первых частей заявок участников.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товару "Шурупы-саморезы", а именно материал изготовления товара должен быть "должен быть пластичный, ударопрочный, самозатухающий ПВХ, устойчивый к воздействию ультрафиолета и агрессивной химической среды", к товару "Растворитель", а именно его "назначение - отвердитель эпоксидно-диановых смол", к товару "Выключатель" о цвете кнопок "зеленый/красный", при этом, техническим заданием предусмотрено, что выключатель должен быть однокнопочный, к товару "Шпаклевка гипсовая", а именно класс товара должен быть А-I, при этом, согласно доводу Заявителя, к указанному товару требования о классе не предъявляются, а также ненадлежащие требования к товару "Дюбель".
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к товару "Наличник", а именно "элемент стеновой конструкции, предназначенный для заполнения дверных проемов и состоящий из дверного блока, крепления дверного блока к проему, монтажных швов, системы уплотнений и облицовки и обеспечивающий при закрытом положении дверного полотна защиту от климатических, шумовых и других воздействий, а также от несанкционированного прохода. Дверной блок должен быть изготовлен из массивной древесины или клееной массивной древесины или фанеры или плит на древесной основе, непрозрачный (глухой)", поскольку указанные требования являются по сути описанием товара "дверной блок".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные требования к товарам установлены в связи с технической ошибкой.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что согласно ответам на запросы разъяснений документации об Аукционе, размещенных в ЕИС в ряде пунктов технического задания документации об Аукционе допущены технические ошибки в отношении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а именно, в отношении товаров: "пункт 30 - Выключатель, пункт 15 - Полвинилхлоридный плинтус, пункт 26 - Дюбель, пункт 4 - Герметик силиконовый, пункт 11 - Кабель-канал, пункт 24 - листы гипсокартонные, пункт 40 - Панели потолочные, пункт 42 - Блок дверной, пункт 52 - Растворы цементные, пункт 54 - Трубы электротехнические", при этом, согласно указанным разъяснениям документации об Аукционе, требования к указанным товарам, установленные вследствие технической ошибки, учитываться при рассмотрении заявок на участие в Аукционе Аукционной комиссией не будут.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки на участие в Аукционе по указанным основаниям не отклонялись.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, N РД2, N РД3, N РД4, N РД5, N РД6.
Изучив указанные разъяснения положений документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения не изменяют суть документации об Аукционе и не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецремстрой-21" обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом срока оплаты Заказчиком выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.10.2018 N 18/44/105/1545 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 октября 2018 г. N 18/44/105/1545 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был