Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Капитал строй" (далее - Заявитель) на действия АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров ГБУЗ "ПКБ N 1 ДЗМ" в 2018 - 2019 г. (номер извещения 0373200032018000287) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки не обеспечившего Заявителю возможность отказаться от заключения государственного контракта с Заказчиком.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 29.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.07.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 453 505, 58 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.08.2018;
5) на участие в Аукционе подана 31 заявка от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 31 участник закупки;
7) дата проведения Аукциона - 23.08.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 19 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Консалтинговая компания Бриз" с предложением о цене контракта на право заключения контракта - 1 825 698,12 рублей.
Согласно доводу, изложенному в жалобе, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки не обеспечившего Заявителю возможность отказаться от заключения государственного контракта с Заказчиком.
В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, ранее установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
В соответствии с частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены статьи 83.2 Закона о контрактной системе, либо отказаться от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.08.2018 N 0373200032018000287-3 победителем Аукциона признано ООО "Консалтинговая компания Бриз".
Вместе с тем, согласно протоколу отказа от заключения контракта от 15.10.2018 N 0373200032018000287-8 (далее - Протокол) Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "Консалтинговая компания Бриз".
Таким образом, учитывая положения части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, заключение контракта с Заявителем осуществляется в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Заказчиком 22.10.2018 направлен в адрес Заявителя посредством функционала сайта Оператора электронной площадки проекта контракта на подпись.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы представлено графическое изображение информации сайта Оператора электронной площадки, согласно которому у Заявителя отсутствует возможность отказаться от заключения государственного контракта.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что на сайте Оператора электронной площадки возникли технические неполадки, в связи с чем у Заявителя отсутствует возможность отказаться от заключения государственного контракта.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего Заявителю возможность отказаться от заключения контракта с Заказчиком, не соответствуют части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки 16.08.2018 осуществлено блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе в связи с подачей Заявителем заявки на участие в Аукционе.
При этом после размещения протокола подведения итогов Аукциона Оператором электронной площадки 29.08.2018 прекращено блокирование денежных средств, при этом 15.10.2018 Оператором электронной площадки осуществлено блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с Законом о контрактной системе основанием для осуществления блокирования денежных средств участников закупок является исключительно поступление заявки на участие в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Оператором электронной площадки 15.10.2018 неправомерно осуществлено повторное блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, нарушают часть 19 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, отказавшегося от заключения контракта с ООО "Консалтинговая компания Бриз", признаки нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1524 в адрес Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Капитал строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 5 статьи 24.1, части 19 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1524 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Передать материалы от 30.10.2018 по делу N 18/44/105/1524 в адрес Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.