Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Югспецстрой" (далее - Заявитель) на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска (далее - Заказчик), Комитета Ставропольского края по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), при проведении ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Комитета Ставропольского края по государственным закупкам (далее - Аукционная комиссия) Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Путепровод через железную дорогу в городе Невинномысск, Ставропольского края, с участками автодорожных подходов к путепроводу от улицы Степная и улицы Партизанская" (номер извещения - 0121200004718000670) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе неправомерно не установлено условие о банковском сопровождении контракта;
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), не позволяющая, в том числе, указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ, а также установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров;
4. Заказчиком не представлены разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос участника закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 26.10.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 29.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 710 870 873,80 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.10.2018;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, одна из которых признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
6) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только один участник, подавший заявку на участие в закупке, признан участником Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено условие о банковском сопровождении контракта.
Частью 1 статьи 35 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом, Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с настоящей частью определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местная администрация муниципальных образований вправе определять случаи установления условий о банковском сопровождении контрактов, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 30.12.2014 N 562-П "Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" (далее - Постановление N 562-П) установлено, в том числе, условие о банковском сопровождении контрактов, предметов которых является поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, при этом условие о банковском сопровождении соответствующих контрактов для обеспечения муниципальных нужд в Постановлении N 562-П не установлено.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что закупка осуществляется для муниципальных нужд города Невинномысска Ставропольского края, при этом нормативно - правовой акт, устанавливающий случаи банковского сопровождения контрактов для муниципальных нужд на территории Ставропольского края не издавался, в связи с чем, условие о банковском сопровождении контракта в документации об Аукционе не установлено.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к перечню дополнительных требований, установленных Постановлением Правительства N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что соответствие участников закупки дополнительным требованиям подтверждается следующим исчерпывающим перечнем документов: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 2.2 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99, при этом требуется наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, что, по мнению Комиссии, не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99, поскольку ограничивает количество участников закупки, имеющих соответствующих опыт выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального ремонта, что в свою очередь, не соответствует части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника от 29.10.2018 N 0121200004718000670-1, участник закупки ООО "Неон", представивший в составе заявки на участие в Аукционе в качестве подтверждения опыта в соответствии с Постановлением Правительства N 99 государственный контракт от 30.09.2016 0321100019416000097-0000667-01 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-217 "Кавказ", заключенный между ФКУ "Упрдор Кавказ" и ООО "Неон" по цене 1 163 314 660 рублей, признан Аукционной комиссией соответствующим требованиям документации об Аукционе, Постановления Правительства N 99 и Закону о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая, в том числе, указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ, а также установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару "Раствор" установлено, в том числе, следующее требование: "При выполнении работ должна применяться сухая растворная смесь или растворная смесь, готовая к употреблению, отпускаемая в транспортное средство", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия".
По мнению Заявителя, требование об использовании при выполнении работ сухой растворной смеси является неправомерным, поскольку не предусмотрено действующими нормативами и стандартами.
Согласно Инструкции, союз "или" означает, что у участника закупки имеется право выбора или всех установленных характеристик, значений, или одного из них.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили ГОСТ 28013-98 и пояснили, что вышеуказанным ГОСТ предусмотрено применение растворов как в виде сухой растворной смеси, так и растворной смеси, готовой к употреблению, отпускаемой в транспортное средство, в связи с чем, Комиссия считает, что вышеуказанное требование документации об Аукционе не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии иного не доказано.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару "Сталь восьмого вида" установлены, в том числе, следующие требования: "сталь требуется номером профиля в пределах: максимальное значение 10, минимальное значение 8", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 5781; помимо этого, иным пунктом технического задания документации об Аукционе к товару "Сталь восьмого вида" установлено, в том числе, следующее требование: "Сталь восьмого вида. Требования к товарам, используемым при выполнении работ, с неизменяемыми значениями характеристик: следует применять прокат номинальным диаметром 10", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 52544.
Согласно Инструкции, в случае если в документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, со значениями характеристик, то участнику закупки необходимо в составе заявки на участие в Аукционе представить конкретные показатели товара; в случае, если к товару установлены показатели с неизменяемыми значениями характеристик, то участнику закупки необходимо указать показатели товара в неизменном виде в сопровождении предлогов, наречий, единиц измерения.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования к товарам "Сталь восьмого вида" установлены в связи с потребностью Заказчика, при этом положения Инструкции позволяют представить соответствующие значения показателей товара "Сталь восьмого вида" надлежащим образом в соответствии с требованиями Инструкции документации об Аукционе и ГОСТ, что, по мнению Комиссии, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом представителем Заявителя на заседании Комиссии иного не доказано.
Кроме того, по мнению Заявителя, по товару "Бетон" в техническом задании документации об Аукционе не указано наименование показателя.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования к товару "Бетон" установлены в техническом задании в соответствии с действующими стандартами и нормативами, что, по мнению Комиссии, не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии иного не доказано.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару "Бетон" установлено, в том числе, следующее требование "Марка бетонной смеси по осадке конуса требуется П1\П2", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 26633 и ГОСТ 7473.
Вместе с тем, ГОСТ 26633 и ГОСТ 7473 не устанавливают требования к марке бетонной смеси по осадке конуса, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом представить вышеуказанные сведения в составе заявки на участие в Аукционе.
Техническим заданием к товару "Щебень первого вида" установлено, в том числе, следующее требование: "Требуется щебень с областью применения в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ", при этом установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8267.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку относится к компонентному составу бетона, при этом из положений Инструкции не представляется возможным определить порядок предоставления сведений в отношении вышеуказанного показателя, так как в указанном пункте технического задания документации об Аукционе отсутствуют сведения как о конкретных показателях товара, так и о показателях, которые необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе в неизменном виде.
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе к товару "Асфальтобетонная смесь" установлены, в том числе, следующие требования: "Асфальтобетонная дорожная смесь требуется состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума с полимерными добавками или без них в качестве вяжущего вещества"; "Допускается использование переработанного асфальтобетона в качестве заполнителя".
По мнению Комиссии, вышеуказанные требования к товару "Асфальтобетонная смесь" являются взаимоисключающими, так как Инструкция позволяет указать в качестве заполнителя асфальтобетонной смеси как щебень, песок и минеральный порошок), так и использование в качестве заполнителя переработанный асфальтобетон, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено, что техническим заданием документации об Аукционе к товару "Смесь пятого вида" установлено, в том числе, следующее требование: "Требуется смесь с областью применения - устройство покрытий на автомобильных дорогах общего пользования и др", что, по мнению Комиссии, не позволяет определить потребность Заказчика и вводит участников закупки в заблуждение, поскольку значение "др" не определяется Инструкцией.
Техническим заданием документации об Аукционе к товару "Раствор" установлены, в том числе, следующие требования: "Марка подвижности растворной смеси требуется Пк2, Пк3", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013.
Согласно Инструкции, в случае если значения характеристик разделены знаками препинания запятой ",", точкой с запятой ";", это означает, что при выполнении работ должны использоваться товары со всеми установленными характеристиками.
Вместе с тем, ГОСТ 28013 установлено, что марка подвижности растворной смеси может быть либо Пк2, либо Пк3 (одновременное соответствие ГОСТ 28013 не предусмотрено).
В связи с изложенным и учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлено требование к одному варианту товара, а именно "Раствор", при этом положения Инструкции обязывают участника закупки указать значения марки подвижности растворной смеси двух различных товаров, что не предусмотрено ГОСТ 28013, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет указать в составе заявки на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ, что по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Песок должен представлять собой природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород"; "Бетонные смеси должны обеспечивать заданный состав. Начало схватывания вяжущего от начала затворения не ранее 45 минут, конец схватывания вяжущего от начала затворения не позднее 10 часов"; "Срок хранения сухой растворной смеси может составлять 6 месяцев со дня приготовления" (перечень примеров, указанных в настоящем решении не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, к товару "Битумы жидкие дорожные нефтяные" установлено, в том числе, следующее требование: "Могут быть предназначены для устройства оснований во всех дорожно-климатических зонах".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что работы по контракту осуществляются в Ставропольском крае, который относится к IV дорожно-климатической зоне.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование является неправомерным, поскольку обязывает участников закупки представить товар, который не предназначен для применения в дорожно-климатической зоне, в которой выполняются работы в рамках исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая, в том числе, указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренные ГОСТ, а также установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.10.2018 N 0121200004718000670-0, по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. По мнению Заявителя, Заказчиком не представлены разъяснения положений документации об Аукционе в ответ на соответствующий запрос участника закупки.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно запросу участника закупки о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе N 542-ЭА, участником закупки задан вопрос о правилах применения символа "()" при указании конкретных показателей товаров".
В соответствии с ответом на вышеуказанный запрос участника закупки, Заказчиком указано: "При составлении описания объекта закупки заказчиком использованы стандартные требования, касающиеся качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и потребностями заказчика. Участникам закупки следует руководствоваться положениями инструкции, предусматривающими применение парных знаков скобки "( )".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком предоставлены разъяснения положений документации об Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, что, по мнению Комиссии, не противоречит Закону о контрактной системе, при этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 6 к проекту контракта содержит перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, так, например, вынос проекта в натуру, строительство путепровода в городе Невинномысске, перенос оси пути N 125 парка "Б" из зоны проектируемой опоры путепровода.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что вышеуказанный виды работ, установленные в документации об Аукционе, соответствуют перечню видов работ, предусмотренных Постановлением Правительства N 570, что, в свою очередь, является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 09.10.2018.
Вместе с тем, пунктом 5.1 документации об Аукционе установлено, что подача заявок на участие в Аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, что, по мнению Комиссии, не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, при этом сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, в том числе, что в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 Правил.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, срок проведения второго этапа общественных обсуждений закупки - с 09.10.2018 по 15.10.2018, при этом протокол проведения второго этапа общественных обсуждений размещен в ЕИС 26.10.2018, что не соответствует требованиям Правил, является нарушением части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, при этом сведений, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц на момент рассмотрения жалобы Заявителя не представлено, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Югспецстрой" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований в соответствии с Постановлением Правительства N 99, ненадлежащей Инструкции, а также ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, частей 4, 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.10.2018 N 18/44/105/1536 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2018 г. N 18/44/105/1536 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был