Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СУ-22М" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Уполномоченный орган), при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Тренировочный центр спортивной подготовки сборных команд России "Крымский" Федеральный спортивно-тренировочный центр" (номер извещения - 0573100031518000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении ограничений и запретов, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены лимиты финансирования на 2021 год, при этом графиком выполнения работ и графиком оплаты предусмотрено выполнение и оплата работ в 2021 году.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего рассмотрения довода жалобы Заявителя Комиссией 22.10.2018 объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, заседание продолжилось 25.08.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 022 910 554,70 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.10.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении ограничений и запретов, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении Заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение, в том числе, должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" установлено: "В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, Заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также установлен перечень постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих установление соответствующих ограничений и запретов, так, например: постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (перечень примеров, указанных в настоящем решении не является исчерпывающим), при этом, как установлено на заседании Комиссии, поставка соответствующих товаров (лекарственных средств, пищевых продуктов и иных), в рамках исполнения контракта не предусмотрена.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что ограничения и запреты на допуск продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации и установленные в документации об Аукционе, в рамках проведения закупки не применяются.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены ограничения и запреты на допуск продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно не установлены лимиты финансирования на 2021 год, при этом графиком выполнения работ и графиком оплаты предусмотрено выполнение и оплата работ в 2021 году.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно проекту контракта документации об Аукционе, а также сведениям, размещенным в ЕИС, предусмотрены лимиты финансирования исполнения контракта на 2018, 2019 и 2020 года.
Кроме того, в проекте контракта установлено, что срок выполнения работ по контракту составляет 31 месяц с даты заключения контракта, а также графиком выполнения работ и графиком оплаты выполненных работ предусмотрено выполнение и оплата работ по контракту в 2021 году.
Вместе с тем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта и положения проекта контракта документации об Аукционе не содержат сведения о финансировании исполнения контракта в 2021 году.
Кроме того, соглашением о передаче полномочий, заключенным между Заказчиком и Уполномоченным органом в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о контрактной системе, финансирование исполнение контракта на 2021 год не предусмотрено.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что финансирование исполнения контракта на 2021 год к настоящему моменту не предусмотрено, при этом в последующем возможна корректировка финансирования исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, предусматривающим заключение государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, контракт по итогам проведения Аукциона не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а именно в связи с отсутствием финансирования выполнения работ по контракту на 2021 год, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 022 910 554,70 рубля.
Пунктом 3.1.38 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что исполнитель обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, при этом ответственность подрядчика за неисполнение вышеуказанной обязанности в проекте контракта документации об Аукционе не установлена, что не соответствует части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено Заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, в том числе, в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 Правил.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, срок проведения второго этапа общественных обсуждений закупки - с 28.09.2018 по 11.10.2018, при этом протокол проведения второго этапа общественных обсуждений размещен в ЕИС 16.10.2018, что не соответствует требованиям Правил, является нарушением части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СУ-22М" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 14, части 1 статьи 20, части 24 статьи 34, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.10.2018 N 18/44/105/1419 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2018 г. N 18/44/105/1419 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был