Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального конституционного закона N 175085-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в государстве осуществляет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее также - Уполномоченный). Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенция, организационные формы и условия деятельности определяются Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Статьей 8 указанного Федерального конституционного закона предусмотрено, что Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При этом, каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Согласно пояснительной записке к законопроекту такая система голосования делает принятие окончательного решения предрешенным, а составление некоего предварительного списка для голосования абсолютно бессмысленным. По мнению авторов законопроекта, ограничение права кандидатов участвовать в избрании Государственной Думой на должность Уполномоченного является необоснованным, поскольку не обеспечивает право каждого кандидата участвовать в избрании на основе принципа равенства возможностей без какой бы то ни было дискриминации.
В этой связи законопроектом предлагается уточнить процедуру назначения Государственной Думой на должность Уполномоченного, исключив необходимость проведения голосования для включения каждой из выдвинутых кандидатур в список для тайного голосования.
Вместе с тем, Комитет полагает, что установление Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" требования о включении в список для тайного голосования кандидатур, получивших поддержку квалифицированного большинства депутатов Государственной Думы, обосновывается особым конституционно-правовым статусом должности Уполномоченного и уровнем доверия к лицу, претендующему на замещение указанной государственной должности, и не может расцениваться как ограничение, поскольку на тайное голосование может быть вынесена как одна, так и несколько кандидатур.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 156 Регламента Государственной Думы каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений отмечает, что действующее правовое регулирование назначения на должность Уполномоченного представляется достаточным, а предусмотренные законопроектом изменения нецелесообразными, и рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального конституционного закона N 175085-7 "О внесении изменения в статью 8 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.