Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Росавиации
от 10.03.2015 N 11.2-182
Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации
1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее соответственно - рабочие места, члены экипажа, ВС) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда*(1) (далее - Методика) с учетом настоящих Особенностей, обусловленных, в том числе следующим:
необходимостью организации специальных (без пассажиров) полетов с целью проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов экипажа ВС и связанных с этим значительных организационно-технических проблем и большими финансовыми затратами работодателей;
идентичностью, как правило, условий труда членов экипажей ВС на однотипных ВС различной модификации;
поддержанием исправности всех систем ВС, допускаемого к полетам, что обеспечивает сохранение параметров условий труда членов экипажей ВС на весь период эксплуатации ВС;
необходимостью учета показателей напряженности трудового процесса членов экипажей ВС (интеллектуальные и эмоциональные нагрузки), не включенных в Методику из действующего "Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), как наиболее значимых для оценки условий труда членов экипажей ВС;
необходимостью использования экспертного пути для оценки условий труда членов экипажей ВС по показателям напряженности трудового процесса в зависимости от занятости членов экипажей на соответствующих типах ВС (дальнемагистральных, среднемагистральных, ближнемагистральных и ВС на авиационных работах) ввиду отсутствия единообразия в трудовом процессе членов экипажей ВС, выполняющих полеты в разные дни на одном типе ВС, но различной продолжительности и с различным количеством взлетов и посадок, в различных метеорологических условиях в различное время суток, при пересечении различного количества часовых поясов и при других различных условиях выполнения полета, а также выполняющих различные виды авиационных работ;
необходимостью учета сокращенного времени воздействия на членов экипажей ВС вредных и (или) опасных производственных факторов, как правило, не более 50 процентов годового фонда рабочего времени (защита временем);
необходимостью соблюдения установленных требований по подготовке и выполнению полетов, транспортной безопасности и безопасности труда при допуске экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, для проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов экипажа ВС.
2. Результаты проведения специальной оценки условий труда действуют на весь период эксплуатации типа ВС.
3. Рабочие места однотипных ВС (ВС одного наименования), в том числе различной модификации (далее - однотипные ВС) признаются аналогичными.
Не признаются аналогичными рабочие места на ВС той модификации, по которой имеется информация производителя (организации-поставщика) о существенных отличиях в работе авиационных двигателей и систем, влияющих на обеспечение условий труда членов экипажей.
4. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями (без ограничения числа работодателей) в отношении рабочих мест, указанных в пункте 3 настоящих Особенностей. В этом случае работодателями создается единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия) из представителей всех работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, в том числе специалистов по охране труда, выборных органов первичных профсоюзных организаций или иных представительных органов работников (при наличии).
5. В работе комиссий допускается участие представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации", Профсоюза летного состава России и Общероссийского профсоюза авиационных работников.
6. По решению комиссии исследования (испытания) и измерения вредных и опасных факторов производственной среды могут проводиться:
а) на одном из однотипных ВС при наличии до 10 однотипных ВС у работодателя (работодателей);
б) на двух из однотипных ВС при наличии 10 и более однотипных ВС у работодателя (работодателей).
7. Полученные в результате исследований (испытаний) и измерений фактические значения вредных и (или) опасных производственных факторов оцениваются как менее вредные на одну степень (но не ниже класса 3.1) ввиду сокращенного времени их воздействия на членов экипажей ВС (не более 50 процентов годового фонда рабочего времени)*(2).
8. Исследования (испытания) и измерения вредных (или) опасных факторов производственной среды проводятся до и после запуска авиационных двигателей ВС (в том числе при работе вспомогательной силовой установки и включенной системе кондиционирования воздуха) для получения фоновых показателей и на всех этапах полета (взлет, набор высоты, горизонтальный полет, снижение, посадка) в эксплуатационном режиме, определенном руководствами по летной и технической эксплуатации типа ВС, а также во время предполетных и послеполетных работ.
9. Исследования (испытания) и измерения вредных (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов экипажа ВС проводятся во время специального (без пассажиров) полета (допускается проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды во время испытательного полета, а также при перегонке воздушного судна из аэропорта в аэропорт, с завода-изготовителя или от лизингодателя); при этом учитываются результаты, полученные на этапе крейсерского полета (для самолетов Н = 35000 ft. и 0,80 М; для вертолетов Н = 10000 ft. и режим крейсерского полета).
10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (или) опасных факторов производственной среды на рабочих местах членов экипажа ВС подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям следующие потенциально вредные и опасные факторы производственной среды:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) скорость движения воздуха;
4) интенсивность и экспозиционная доза инфракрасного излучения;
5) барометрическое давление и скорость его изменения;
6) аэроионный состав воздуха;
7) напряженность переменного электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
8) напряженность переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
9) напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
10) мощность амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения, рентгеновского и нейтронного излучений (при выполнении полетов выше 7000 м);
11) уровень звука;
12) общий уровень звукового давления инфразвука;
13) ультразвук воздушный;
14) вибрация общая;
15) освещенность рабочей поверхности;
16) концентрация вредных химических веществ;
17) массовая концентрация аэрозолей в воздухе рабочей зоны.
11. Оценку тяжести трудового процесса членов летных экипажей ВС ГА допускается проводить при работе на тренажере или в результате экспертной оценки в сравнении с нормируемыми показателями тяжести трудового процесса согласно Методике.
12. Оценка тяжести трудового процесса членов кабинных экипажей ВС ГА проводится при выполнении рейсовых полетов или в результате экспертной оценки в сравнении с нормируемыми показателями тяжести трудового процесса согласно Методике.
13. В соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей и Методикой оценки напряженности трудового процесса*(3) напряженность трудового процесса членов летных экипажей ВС оценивается как вредные условия труда 2-й степени (3.2), членов кабинных экипажей ВС - как допустимые условия труда (2).
14. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей ВС, должны пройти аварийно-спасательную подготовку, инструктаж по эксплуатации бортовых систем жизнеобеспечения, предполетный медицинский осмотр, а также предполетный досмотр в установленном порядке.
15. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей ВС осуществляется под контролем представителя работодателя с соблюдением требований федеральных авиационных правил по подготовке и выполнению полетов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
18. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах членов экипажей ВС не допускается использование на борту ВС приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества.
19. В дополнение к сведениям, указываемым в отчете о проведении специальной оценки условий труда*(4), приводятся следующие данные:
а) наименование и бортовой (заводской) номер ВС;
б) наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки;
в) наработка планера и двигателей ВС, дата последнего капитального ремонта;
г) этап полета (взлет - набор высоты, горизонтальный полет, снижение-посадка) и фактическое значение измеряемого параметра.
______________________________
*(1) Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г. N 31689).
*(2) Снижение класса вредных условий труда на одну степень (но не ниже класса 3.1) при сокращении времени контакта с вредными факторами предусмотрено "Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Руководство Р 2.2.2006-05).
*(3) Методика оценки напряженности трудового процесса приведена в "Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Руководство Р 2.2.2006-05).
*(4) Форма утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г. N 31689).
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 10 марта 2015 г. N 11.2-182 "О специальной оценке условий труда... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.