Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 71-КГ18-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А. О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Еньковой Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 февраля 2018 г. и определение Калининградского областного суда от 1 июня 2018 г. по материалам истребованного дела по административному исковому заявлению Еньковой Т.В. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области об оспаривании отказа в формировании земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Енькова Т.В., являясь собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру N ... в четырех квартирном жилом доме N ... по ул. ... в городе ... области, обратилась в Светлогорский городской суд Калининградской области с административным иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - территориальное управление Росимущества в Калининградской области), в котором просила: признать незаконным отказ территориального управления в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом; обязать ответчика сформировать земельный участок с учетом требований действующего законодательства.
В обоснование требований истец указала, что многоквартирный дом, в котором она проживает, расположен на несформированном земельном участке. В фактическом пользовании жителей дома находится земельный участок площадью 1960 кв.м, который ограничен сформированным участком Калининградской епархии РПЦ (ул. ...) и участком под индивидуальный жилой дом на ул. ...
На обращение Еньковой Т.В. с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирный дом территориальным управлением Росимущества в Калининградской области письмом от 23 августа 2017 г. N 4391 в формировании земельного участка отказано в связи с отсутствием проекта межевания территории, предусмотренного статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Считая такой отказ незаконным и не соответствующим действующему законодательству, Енькова П.В. обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 21 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено. Отказ территориального управления Росимущества в Калининградской области от 23 августа 207 г. N 4391 в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. ... признан незаконным.
На территориальное управление Росимущества в Калининградской области возложена обязанность в течение четырех месяцев сформировать земельный участок под многоквартирный жилой дом по указанному адресу и поставить его на государственный кадастровый учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 февраля 2018 г. решение суда первой инстанции от 21 ноября 2017 г. отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Определением Калининградского областного суда от 1 июня 2018 г. Еньковой Т.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, представленной в Верховный Суд Российской Федерации, Енькова Т.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 февраля 2018 г. и определение Калининградского областного суда от 1 июня 2018 г., ссылаясь на нарушением судами норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы Енькова Т.В., представители территориального управления Росимущества в Калининградской области в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Исследовав материалы дела, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установлено следующее.
Согласно данным публичной кадастровой карты Калининградской области 2018 года испрашиваемый Еньковой Т.В. земельный участок под многоквартирный дом находится в границах земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 15,39 тыс. кв.м, с разрешенным использованием "для размещения объектов санаторного и курортного назначения", учтенный как округ санитарной охраны курорта федерального значения.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 (в редакции от 19 декабря 2016 г.) (далее - Положение) территориальное управление Росимущества в Калининградской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением, в частности принимает решения о согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4.1.17 пункта 4 Положения).
В соответствии со статьи 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 г. N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе по установлению порядка подготовки документации по планировке территории применительно к территории муниципальных образований Калининградской области осуществляются Правительством Калининградской области.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Учитывая, что испрашиваемый Еньковой Т.В. земельный участок под многоквартирным домом расположен на землях, относящихся в федеральной собственности, и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области согласно подпункту 4.1.17 пункта 4 Положения принимает участие в формировании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, то органу государственной власти необходимо было направить в Правительство Калининградской области заявление Еньковой Т.В. для подготовки документации по планировке территории.
По результатам подготовки Правительством Калининградской области документации по планировке территории территориальное управление Росимущества в Калининградской области в рамках своих полномочий согласовывает границы образованного земельного участка.
Поскольку территориальное управление также осуществляет деятельность, связанную с формированием земельных участков, являющихся федеральной собственностью, то невыполнение указанных действий административным ответчиком нарушает права Еньковой Т.В. как собственника части помещения в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии необходимости при формировании испрашиваемого земельного участка в проведении межевания территории и о достаточности для формирования данного земельного участка только схемы его расположения на кадастровом плане не соответствует подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым образование земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 21 ноября 2017 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 февраля 2018 г. и определение Калининградского областного суда от 1 июня 2018 г. отменить.
Признать незаконным отказ территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в формировании земельного участка под многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. ...
Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области направить заявление Еньковой Т.В. с приложенными к нему документами в Правительство Калининградской области для принятия решения о межевании территории.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 71-КГ18-8
Текст определения официально опубликован не был