Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГУ Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ, оказанию услуг по техническому обслуживанию (ТО) и планово-предупредительным (ремонтным) работам (ППР) по инженерным системам и оборудованию зданий ПФР, включая поставку расходных материалов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0273100000118000164) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, а именно требования к товарам излишне детализированы, а также в отношении характеристик ряда товаров установлены, в том числе, идентичные требования, что, по мнению Заявителя, затрудняет заполнение заявки на участие в Аукционе;
2. Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлены требования к товару по позициям 65, 66, 67, 68, 69 технического задания документации об Аукционе;
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция);
4. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования в отношении характеристик товаров, по позициям "24", "25", "26" технического задания документации об Аукционе;
5. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, которые изменяют суть документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 16.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 849 058,73 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.11.2018;
5) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 06.11.2018;
8) победителем Аукциона признано ООО "Дом-инвест" с минимальным предложением о цене контракта - 26 244 528,20 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, а именно требования к товарам излишне детализированы, а также в отношении характеристик ряда товаров установлены, в том числе, идентичные требования, что, по мнению Заявителя, затрудняет заполнение заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 25.1. технического задания документации об Аукционе "исполнитель осуществляет поставку расходных материалов (товаров) согласно приложению N 1 к настоящему Техническому заданию".
На заседании установлено, что приложение N 1 представляет собой таблицу, состоящую из 278 позиций, содержащих требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление указанных требований к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта, обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлены требования к товару по позициям 65, 66, 67, 68, 69 технического задания документации об Аукционе, а именно требования к товарам установлены сплошным текстом, без знаков препинания, что препятствует заполнению заявки на участие в Аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в, том числе, следующие требования: "Степень защиты выключателя, не ниже: IP4X (корпус), IP2X (зажимы) Износостойкость, циклов (В-О)*, не менее: 20000".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в техническом задании документации об Аукционе допущена техническая ошибка, и в данном случае участнику необходимо предоставить сведения в отношении показателя "Степень защиты выключателя", а также в отношении показателя "Износостойкость циклов".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что позиции "118", "119", "120" технического задания документации об Аукционе содержат, в том числе, следующее: "Соединение: 20 мм цанга (цанговый зажим) - . Наружная резьба, Соединение: 20 мм цанга (цанговый зажим) -
. наружная резьба. Соединение: 20 мм цанга (цанговый зажим) -
внутренняя резьба" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Представитель Заказчика пояснил, что в указанных случаях в документации об Аукционе допущена техническая ошибка, в связи с чем установлены излишние знаки препинания, а также по ряду позиций необходимые знаки препинания отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракте нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 8 заявок и по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая определить порядок указания в заявке на участие в Аукционе характеристик товаров в части правил трактовки ряда символов и слов, сопровождающих конкретные значения показателей товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно доводу Заявителя, Инструкция не определяет порядок указания в заявке на участие в Аукционе характеристик товаров, сопровождающихся словом "включительно".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, например: "206. "Дренажная помпа" - Высота всасывания: до 2 м (включительно).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции, если при описании характеристик установлен термин "включительно" участником должно быть представлено значение, в том числе диапазон значений, указанное (ый) в документации, без изменений.
Согласно доводу Заявителя, Инструкция не определяет порядок указания в заявке на участие в Аукционе характеристик товаров, сопровождающихся символами ">", "<" с частицей "не".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, если при описании характеристик используется термин "не >" участником должно быть представлено значение меньшее указанного, а также, если при описании характеристик используется термин "не <" участником должно быть представлено значение превышающее указанное.
Согласно доводу Заявителя, Инструкция не позволяет однозначным образом определить, в каком случае участнику необходимо указать в заявке показатели характеристик товаров в неизменной форме, а также в каком случае участнику необходимо указать в заявке конкретное значение показателя по своему выбору.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции, показатели характеристик товаров подлежат указанию в составе заявки на участие в Аукционе без изменений в случае сопровождения характеристик термином "неизменный показатель", символом "*", а также при сопровождении словами "в диапазоне от ... до ...", "диапазон от ... до ...", а также все температурные значения от ... до ...".
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с Инструкцией, если при описании характеристик установлен термин "различные" (виды, материалы, свойства, цвета, покрытия, формы), перечисления показателей характеристики через союз "или", "либо", а также при сопровождении символа "\", участник закупки должен указать конкретное значение по своему выбору.
Согласно доводу Заявителя, Инструкция содержит противоречивые требования в отношении указания в составе заявки характеристик товаров, сопровождающихся словам "от" и "до".
Техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров: "37. Лампа светодиодная - Вт от 7 до 7,5", 209. Свинцово-кислотный аккумулятор - Циклический режим в диапазоне, В: от 14.5 до 14.9".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям Инструкции "При подготовке заявки участнику аукциона необходимо учитывать, что показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от" .... "до" должны указываться в виде одного конкретного значения в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели. Показатели характеристик товаров при сопровождении словами "в диапазоне от ... до ...", "диапазон от ... до ...", а также все температурные значения от ... до ... " указываются без изменений в виде установленного диапазона значений, включая пограничные показатели "например: Диапазон рабочих температур, °С: от -25 до +60".
Представитель Заказчика также пояснил, что в отношении пункта 37, согласно Инструкции, участнику необходимо указать конкретное значение показателя, а показателя, указанного в пункте 209, подлежит указанию в составе заявки без изменений.
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, Инструкция не позволяет определить порядок указания характеристик товаров, одновременно сопровождающихся словосочетанием "не менее" и знаков "*" или "/", а также порядок указания характеристик, сопровождающихся одновременно словами "до" и термином "включительно".
Техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров: "в п.п. 14, 15, 16, 17 "Дифференциальный автоматический выключатель" установлено: "Сечение верхних/нижних клемм под кабель: не менее 25/16 . "Электрическая износостойкость - не менее 4000 циклов (В-О*). Механическая износостойкость - не менее 10000 циклов (В-О)* - Фитинг обжимной для стальных труб Фитинг предназначен для систем с рабочей температурой до 90°С (включительно) - Ремонтная обойма-тройник Обойма рассчитана на использование при температуре в диапазоне от -20 до +90°C, рабочем давлении до 10 бар (включительно), - Фитинг обжимной прямой Рабочая температура, до °С: 95 (включительно), - Фитинг обжимной с переходом на наружную резьбу Рабочая температура, °С: до 95 (включительно), - Фитинг обжимной с переходом на внутреннюю резьбу Рабочая температура, °С: до 95 - (включительно), - Фитинг обжимной - угольник Рабочая температура, °С: до 95 (включительно). - 206 Дренажная помпа Высота всасывания: до 2 м (включительно)".
При этом, согласно Инструкции "в случае перечисления показателей характеристик при сопровождении символа "/", а также в случае установления символа "*" или термина "включительно", участник аукциона должен указать значение без изменений (например: Сечение кабеля/шины: 25/10 , верхних/нижних, вкл./выкл, 230/400, IEC/EN61009, Соединения ВР 3/4х1/2х3/4, 50/60 Гц, Вход: 120/230В, Выход: 24В/5A и т.д _)" при этом, "если при описании характеристик используется термин "не менее" или "не хуже", "не ниже", "не должна быть менее" участником должно быть представлено значение равное или превышающее указанное".
Кроме того, согласно Инструкции "При описании характеристик используемого товара не допускается использование слов, значений и символов "не более", "более", "не выше" "выше", "свыше", "не менее", "менее", "минимальный", "не ранее", "ранее", "не ниже", "ниже", "не хуже", "хуже" "может быть", "должно быть", "не должен", "не должна", "не должен быть", "не должна быть", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "несколько", "примерно", "около", "минимум", "превышать", "не превышать", "превышает", "не превышает", "должен иметь", "должна иметь", "от" (если предлог "от" является не минимальной величиной диапазонного значения пример от 0°C до 40°C), "до" (если предлог "до" является не максимальной величиной диапазонного значения пример от 0°C до 40°C) "или", "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "или аналог", "аналогичный", "различные", ">", "<", "", "
", "
", "\", "не >", "не <", "не
", "не
" и описание характеристик в виде неконкретных значений".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации установлена Инструкция, не позволяющая определить порядок указания характеристик товаров, одновременно сопровождающихся словосочетанием "не менее" и знаков "*" или "/", а также порядок указания характеристик, сопровождающихся одновременно словами "до" и термином "включительно".
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 8 заявок и по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования в отношении характеристик товаров, по позициям "24", "25", "26" технического задания документации об Аукционе.
Техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе, следующие требования к характеристикам товаров, например: "п. 24 "Лампа люминесцентная": - "Световая отдача, лм/Вт: 85", "Световой поток, лм должен быть: 6800", "Мощность лампы не менее, Вт: 36."
Таким образом, параметр "Световая отдача" представляет собой отношение параметра "Световой поток" к параметру "Мощность" (лм/Вт).
Согласно положениям Инструкции, если при описании характеристик используется термин "не менее" или "не хуже", "не ниже", "не должна быть менее" участником должно быть представлено значение равное или превышающее указанное. В случае перечисления показателей характеристик при сопровождении символа "/",", участник аукциона должен указать значение без изменений.
Вместе с тем, в случае указания участником закупки следующих показателей в составе заявки: "Световая отдача, лм/Вт: 85", Световой поток, лм должен быть: 6800", показатель "Мощность" может быть равен только "80 Вт".
При этом, Заказчиком предусмотрена возможность указания показателя мощности лампы, равной 36 Вт и более (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что на участие в Аукционе подано 8 заявок и по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно - представленные Заказчиком разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС в ответ на запрос о предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 29.10.2018 N РД2, содержащие, в том числе, следующее: "Вопрос N 2: п/п 18 "УЗО". требуемое значение: Механическая износостойкость - не менее 10000 циклов (В-О)*. Символ "*" указан за скобками. Согласно инструкции: Если при описании характеристик установлен символ "*" участником должно быть представлено значение, в том числе диапазон значений, указанное(ый) в документации, без изменений. Просим разъяснить: символ "*" относится к показателю "не менее 4000" или к показателю "В-О"? Просим ответить конкретно, не ссылаясь на аукционную документацию. Аналогично для остальных случаев.
Ответ N 2: Символ "*" применим к показателю "В-О".
Изучив указанные разъяснения положений документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения не изменяют суть документации об Аукционе и не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
6. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 27.09.2018.
Вместе с тем, в разделе 6 документации об Аукционе установлено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке, что, по мнению Комиссии, не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано 8 заявок от участников Аукциона и сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Диалог-Сервис" обоснованной в части установления Заказчиком в документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также установления ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.11.2018 N 18/44/105/1584 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 ноября 2018 г. N 18/44/105/1584 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был