Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройТел" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию модуля "Единый контакт - центр" (ЕКЦ) компонента "Ведомственные коммуникации" подсистемы "Инфраструктурное обеспечение" (ПИО) автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации нового поколения (АИС ПФР - 2) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100000118000162) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой участниками закупки для обеспечения заявки на участие в Конкурсе;
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателям "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике Red Hat Certified Engineer", "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике Juniper Networks Certified Associate", "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике VMware Certified Professional 4 или выше" критерия "Квалификация участника закупки";
3. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 1236).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 12.10.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 75 048 779,42 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.11.2018;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участника Конкурса;
6) победителем Конкурса признано ПАО "РОСТЕЛЕКОМ" с минимальным предложением о цене контракта 68 357 704,20 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой участниками закупки для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 17 Конкурсной документации порядок внесения обеспечения заявки установлен в пункте 4.3 раздела I (Инструкции участникам закупки) конкурсной документации.
Подпунктом 4.3.2. пункта 4.3. Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок", что, по мнению Комиссии, не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателям "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике Red Hat Certified Engineer" (далее - Показатель N 1), "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике Juniper Networks Certified Associate" (далее - Показатель N 2), "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали сертификационный экзамен по тематике VMware Certified Professional 4 или выше" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 2).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 31 информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
- Критерий "Цена контракта" (далее - Критерий N 1): значимость критерия - 30%;
- Критерий N 2: значимость критерия - 70%.
В рамках оценки Критерия N 2 установлены, в том числе, Показатели N 1, N 2, N 3.
В рамках Показателя N 1, N 2, N 3 Критерия N 2, установлен следующий порядок оценки, что "Подтверждается участником конкурса документально. В качестве документов, подтверждающих обеспеченность участника указанными специалистами, должны быть предоставлены в дополнение к копии документов, подтверждающих прохождение обучения и сдачу экзамена (сертификат) по указанной теме, следующие документы: для специалистов, состоящих в штате - выписка из штатного расписания участника и копия трудовой книжки работника, для внештатных специалистов - оригинал письменного согласия специалиста на привлечение к выполнению работ по данному конкурсу (рекомендованная форма - приложение 3 к форме 2)".
При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что наличие у участников Конкурса сертификатов, подтверждающих прохождение курсов сдачу экзамена исключительно по вышеуказанным тематикам, способствует выявлению лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.
На основании изложенного, а также учитывая, что Конкурсная документация не содержит указания на обоснование технической необходимости наличия у участника закупки вышеуказанных сертификатов, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям N 1, N 2, N 3 Критерия N 2 Конкурсной документации, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно техническому заданию Конкурсной документации предметом закупки является, в том числе, поставка программного обеспечения и передача прав пользования на указанное программное обеспечение.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что положения Конкурсной документации установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, и потребностью Заказчика.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.11.2018 по делу N 18/44/105/1609 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, а также установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок по Показателям N 1, N 2, N 3 Критерия N 2 Конкурсной документации.
На основании Решения, Заказчику выдано предписание об аннулировании закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройТел" обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок по Показателям N 1, N 2, N 3 Критерия N 2 Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 08.11.2018 по делу N 18/44/105/1609, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.11.2018 по делу N 18/44/105/1609 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2018 г. N 18/44/105/1598 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был