Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу РОО ОО "СТОПкартель" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Мосреставрация" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции с приспособлением и пристройкой здания Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Гимназия N 1529 им. А.С. Грибоедова", структурного подразделения N 4 им. Н.В. Гоголя, расположенного по адресу: Староконюшенный пер., д. 20, и реставрация с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Гимназия им. И. и А. Медведниковых, 1903 г., архитектор Кузнецов И.С. Здесь в 1941 г. была сформирована 21-я дивизия народного ополчения", расположенного по адресу: Староконюшенный пер., д. 18 (номер извещения 0173200001418001501) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один предмет закупки работы по реконструкции объекта капитального строительства и работы по реставрации объекта культурного наследия, расположенных по разным адресам.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 19.11.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.11.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 543 499 650 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.12.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки работы по реконструкции объекта капитального строительства и работы по реставрации объекта культурного наследия, расположенных по разным адресам.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации, проектно-сметной документации предметом контракта является выполнение работ по реконструкции с приспособлением и пристройкой здания "Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Гимназия N 1529 им. А.С. Грибоедова", структурного подразделения N 4 им. Н.В. Гоголя, расположенного по адресу: Староконюшенный пер., д. 20, и реставрация с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Гимназия им. И. и А. Медведниковых, 1903 г., архитектор Кузнецов И.С. Здесь в 1941 г. была сформирована 21-я дивизия народного ополчения", расположенного по адресу: Староконюшенный пер., д. 18".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили документы и сведения, а также пояснили, что ГБОУ города Москвы "Гимназия N 1529 им. А.С. Грибоедова" и Гимназия им. И. и А. Медведниковых расположены в одном здании, которое имеет общие (взаимосвязанные) инженерные системы, единую систему охранно-пожарной сигнализации, системы теплоснабжения и водоснабжения и другие.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные гимназии технологически и функционально связаны между собой, а также разработана единая проектно-сметная документация на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и работ по реставрации объекта культурного наследия, получившая положительное заключение от 13.11.2017 N 77-1-13-4716-17 Государственного автономного учреждения города Москвы "Московская государственная экспертиза".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки работы по реконструкции объекта капитального строительства и работы по реставрации объекта культурного наследия, расположенных по разным адресам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В соответствии с пунктом 18 Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 40%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 60% (далее - Критерий).
По Критерию оцениваются следующие показатели:
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,90)
- наличие у участника финансовых ресурсов (Коэффициент значимости показателя (КЗ) = 0,10.
Пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию Конкурсной документации, проектно-сметной документации в рамках исполнения государственного контракта необходимо осуществить следующие виды строительных работ, в том числе: пробивка и усиление отверстий для прокладки инженерных коммуникаций в существующих наружных и внутренних стенах, в существующих перекрытиях; устройство монолитного ж/б чердачного перекрытия по несъёмной опалубке; устройство 3-х этажной пристройки с подвалом к зданию; устройство фундамента под пристройку (сплошная монолитная железобетонная плита); устройство колонн пристройки (монолитные железобетонные); устройство монолитных железобетонных перекрытий пристройки; устройство внутренних несущих стен пристройки (монолитные железобетонные); устройство лестниц пристройки (монолитные железобетонные); устройство лифтовой шахты пристройки (монолитная железобетонная); устройство наружных стен пристройки (трехслойная конструкция); устройство плоской, мягкой, рулонной кровли по ж/б плите; устройство односкатной кровли, открытой оцинкованной сталью по деревянной обрешетке с металлической стропильной системой.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение пунктов 11, 27 Правил в порядке оценки заявок не установлен показатель опыт работ, связанный с предметом контракта, значимость которого должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием, и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Постановлению 99 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда устанавливаются дополнительные требования, в том числе: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Пунктом 16.2 информационной карты Конкурсной документации установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, содержатся в Форме 4 "документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям".
При этом, в форме 4 "документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям" установлено, в том числе следующее: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки* за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Работами, аналогичными предмету закупки (опытом участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема) являются успешно (без применения мер ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение условий контракта/договора) выполненные работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) (без применения мер ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение условий контракта/договора) не соответствует положениям Постановления N 99.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной систем требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
При этом из положений инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе не представляется возможным однозначно определить, что участникам закупки в составе заявок необходимо предоставить в качестве предложения в отношении объекта закупки, что является обязательным требованием пункта 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом положения инструкции по заполнению заявок на участие в Конкурсе вводят участников закупки в заблуждение, а также препятствуют надлежащему заполнению на этапе заполнения заявок.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу РОО ОО "СТОПкартель" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.11.2018 N 18/44/105/1739 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 ноября 2018 г. N 18/44/105/1739 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был