Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации международная общественная организация "Международный Центр Рерихов" оспаривает конституционность пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность подпункта 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 590), согласно которому Министерство культуры Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Как следует из представленных материалов, международная общественная организация "Международный Центр Рерихов" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать пункт 2 решения коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 16 февраля 2016 года N 2 об одобрении представленного проекта концепции Музея семьи Рерихов незаконным. В обоснование своих требований заявитель указал, что данная концепция предусматривает размещение создаваемого в качестве филиала федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей искусства народов Востока" Музея семьи Рерихов в строениях комплекса зданий "Усадьба Лопухиных", уже занимаемых международной общественной организацией "Международный Центр Рерихов" на основании договоров безвозмездного пользования (ссуды) объектами нежилого фонда, заключенных сроком до 2024 года. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления было отказано. Суды указали, что оспариваемое решение прав заявителя не нарушает, поскольку не является правовым актом, изменяющим отношения по поводу безвозмездного пользования имуществом. В передаче кассационных жалоб заявителя на данные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано (определение судьи Московского городского суда от 29 июня 2017 года и определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2017 года).
Согласно дополнительно полученным материалам, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2018 года отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" на судебные акты арбитражных судов, которыми было удовлетворено исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей искусства народов Востока" к заявителю о расторжении договоров безвозмездного пользования (ссуды) объектами нежилого фонда и об обязании ответчика освободить занимаемые им строения комплекса зданий "Усадьба Лопухиных".
По мнению заявителя, оспариваемые положения, не предусматривающие каких-либо ограничений полномочий Министерства культуры Российской Федерации как учредителя государственных учреждений и не учитывающие его публично-правовой статус, допускают принятие данным Министерством решений, содержащих намерения и угрозы лишения общественной организации предоставленных ей прав по использованию государственного имущества, которое закреплено за подведомственным данному Министерству учреждением, в нарушение конституционных принципов правовой определенности, стабильности гражданского оборота и поддержания доверия к действиям государства. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности ее преамбуле и статьям 1-4, 15, 17 и 18.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти, федеральная государственная собственность и управление ею и гражданское законодательство (статья 71, пункты "г", "д", "о"), относит решение этих вопросов к компетенции федерального законодателя и Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, которое в силу статьи 114 (пункт "г" части 1) Конституции Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
Конкретизируя данные конституционные положения, пункт 3 статьи 91 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предусматривает, что функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а подпункт 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации закрепляет за Министерством культуры Российской Федерации полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, туризма, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Данное нормативное регулирование не предполагает принятие произвольных и вступающих в противоречие с требованиями гражданского законодательства решений Министерством культуры Российской Федерации при осуществлении возложенных на него полномочий, а потому само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы международной общественной организации "Международный Центр Рерихов", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 2558-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы международной общественной организации "Международный Центр Рерихов" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и подпунктом 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)