Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 46-АПГ18-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт плюс" о признании не действующим в части решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" (в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 г. N 1351)
по апелляционным жалобам Думы городского округа Тольятти Самарской области и администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Самарского областного суда от 16 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ООО "Комфорт Плюс" по доверенности Рябчикова Т.А., представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по доверенности Сидоровой М.И. и Шабановой О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт плюс" (далее также - ООО "Комфорт плюс", общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия пункта 3 приложения N 3 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" (далее также - Решение N 972), в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 г. N 1351, в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства объектов физической культуры и спорта.
ООО "Комфорт плюс" полагает, что пункт 3 приложения N 3 к Решению N 972 не согласуется с принципами экономической обоснованности, предсказуемости расчета арендной платы, закрепленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"; противоречит пункту 1 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и возлагает на общество как арендатора земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101183:5041, предназначенного для строительства универсальной спортивной площадки, обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном размере.
Решением Самарского областного суда от 16 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: пункт 3 приложения N 3 к Решению N 972, в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 марта 2017 г. N 1351 признан не действующим в части земельных участков для строительства объектов физической культуры и спорта, со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Тольятти Самарской области и администрация городского округа Тольятти Самарской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
По мнению подателей жалоб, оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Кроме того, Дума городского округа Тольятти Самарской области и администрация городского округа Тольятти Самарской области полагают, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода использования земельного участка произведено при отсутствии экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и не отвечает принципу экономической обоснованности.
Податели жалоб также указывают, что суд не принял во внимание, что устанавливая проценты от кадастровой стоимости, орган местного самоуправления руководствовался постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов", которым установлены периоды использования земельного участка.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокуратурой Самарской области, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области и ООО "Комфорт плюс" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На территории Самарской области порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные без проведения торгов, урегулирован постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308 (далее - Постановление N 308).
Согласно пункту 1 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства (приложение N 2 к Постановлению N 308) размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 Методики и абзацем четвертым данного пункта, которым предусмотрено, что процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с данным пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его обнародования.
Приложением N 3 к Решению N 972 в оспариваемой редакции установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставляемых для иных видов строительства.
В частности, в пункте 3 для строительства объектов, обеспечивающих деятельность организаций образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозных объектов, проценты от кадастровой стоимости земельных участков установлены в зависимости от периода использования земельного участка (первые два года, третий год, четвертый год и последующие годы в размере 1,65, 3,3 и 6,8% соответственно).
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Указанные принципы названы в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в числе которых предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Суд первой инстанции, изучив документы, представленные административным ответчиком в качестве доказательств экономического обоснования процентов кадастровой стоимости, в том числе экономическое обоснование процентов от кадастровой стоимости, составленное Департаментом по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти, финансово-экономическое обоснование к материалам, направляемым для рассмотрения на заседании Думы городского округа Тольятти, сделал обоснованный вывод, что названные документы не содержат надлежащий анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, которые определяют уровень доходности участков, используемых для строительства, и влияют на увеличение процента от кадастровой стоимости в зависимости от сроков строительства объектов физической культуры и спорта.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционных жалоб о том, что дифференциация размера процентов от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка направлена на стимулирование хозяйствующего субъекта к уменьшению сроков строительства. Данные утверждения не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения, поскольку выводы административного ответчика об экономической целесообразности оспариваемых положений в отсутствие названного анализа и оценки документально не подтверждены.
Подлежат отклонению и доводы апелляционных жалоб о том, что Решение N 972 принято в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением N 308, и соответствует определенным этим порядком периодам использования земельного участка, так как данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от необходимости соблюдать принцип экономической обоснованности.
Суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, произвел надлежащую оценку материалов дела и пояснений участников процесса.
Основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в том числе те, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 16 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Тольятти Самарской области и администрации городского округа Тольятти Самарской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2018 г. N 46-АПГ18-17
Текст определения официально опубликован не был