Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 44-АПГ18-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 8 декабря 2017 г. N 37-э "О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30 декабря 2014 г. N 95-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (г. Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г. Кунгур, г. Березники, г. Губаха, г. Пермь, Пермский район, Усольский район)" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" на решение Пермского краевого суда от 07 мая 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" Старцева А.П. и представителя общества Аблязова И.Н., представителя Региональной службы по тарифам Пермского края Букреевой Ю.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (далее - ООО "Сервисный центр "Контакт", общество) обратилось в Пермский краевой суд с административный исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 8 декабря 2017 г. N 37-э "О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 30 декабря 2014 г. N 95-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (г. Соликамск, Соликамский район, Чусовской район, Чердынский район, г. Кунгур, г. Березники, г. Губаха, г. Пермь, Пермский район, Усольский район)".
Решением Пермского краевого суда от 07 мая 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно жалобы Региональная служба по тарифам Пермского края, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") и прокуратура Пермского края представили возражения.
В судебное заседание представители ОАО "МРСК Урала", Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры Пермского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее - РСТ Пермского края, регулирующий орган) от 30 декабря 2014 г. N 95-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" (г. Соликамск, Соликамский район. Чусовской район, Чердынский район, г. Кунгур, г. Березники, г. Губаха, г. Пермь, Пермский район, Усольский район)" (далее - постановление от 30 декабря 2014 г. N 95-э) установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сервисный центр "Контакт" на период 2015-2019 годов.
Постановлением РСТ Пермского края от 8 декабря 2017 г. N 37-э постановление от 30 декабря 2014 г. N 95-э признано утратившим силу.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ООО "Сервисный центр "Контакт" сослалось на несоответствие постановления от 08 декабря 2017 г. N 37-э нормам законодательства, регулирующего правоотношения в сфере электроэнергетики.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе с использованием принадлежащих ему на праве аренды объектов электросетевого хозяйства.
По мнению общества, орган регулирования необоснованно досрочно прекратил действие тарифа на основании того, что ООО "Сервисный центр "Контакт" не отвечало критериям территориальной сетевой организации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии) на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации, являющиеся коммерческими организациями, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в том числе во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).
Как установлено судом, в отношении установленных на 2017 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых ООО "Сервисный центр "Контакт" проведена выездная проверка ФАС России по результатам, которой в отношении РСТ Пермского края вынесено предписание от 28 июля 2017 г. N АГ/51887/17.
Согласно резолютивной части предписания, РСТ Пермского края надлежало пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сервисный центр "Контакт" и определить необходимую валовую выручку организации на 2017 год.
При пересмотре индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сервисный центр "Контакт" на 2017 год, орган регулирования, проведя дополнительный анализ документов, представленных административным истцом для тарифного регулирования на период 2015-2019 годов, в том числе информацию о составе электросетевого имущества, используемого в регулируемой деятельности по состоянию на 31 октября 2017 г., установил несоответствие ООО "Сервисный центр "Контакт" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу абзаца второго пункта 24 Правил регулирования цен (тарифов) основанием для установления (пересмотра) тарифов, в также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законом основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (в редакции постановления Правительства Российской федерации от 17 октября 2016 г. N 1056) владелец объектов электросетевого хозяйства для отнесения к территориальной сетевой организации должен, в том числе обладать следующими критериями:
1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MBA.
2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Таким образом, для отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации такое лицо должно не только владеть на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, а также трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MBA, но и при условии, что линии электропередачи непосредственно соединены с этими трансформаторными и иными подстанциями.
При анализе представленных обществом документов на соответствие организации Критериям ТСО регулирующий орган не учел договор купли-продажи электросетевого имущества от 24 июля 2017 г. N 2/2017, приобретенного административным истцом в г. Оса Пермского края по итогам проведенного администрацией Осинского городского поселения открытого аукциона по продаже муниципального имущества, впоследствии признанного постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2018 г. недействительным.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы общества о необходимости учета при решении вопроса о соответствии организации Критериям ТСО объектов электросетевого хозяйства, расположенных в поселке Чепец и поселке Кушмангорт Чердынского района Пермского края, поскольку доказательств, подтверждающих учет регулирующим органом вышеприведенных объектов электросетевого хозяйства при установлении долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сервисный центр "Контакт" на период 2015-2019 годов при вынесении Постановления N 95-э, административным истцом не представлены.
Кроме того, исходя из анализа представленных обществом в материалы дела договоров аренды электросетевого имущества от 18 апреля 2016 г. N 17 и от 25 марта 2016 г. N 12, срок действия которых составляет 364 дня, данные договоры не могут рассматриваться в качестве подтверждения отнесения общества к территориальным сетевым организациям, поскольку согласно Критериям ТСО, для отнесения к территориальной сетевой организации лицо должно владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании объектами, определенными Критериями, на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Согласно представленному административным истцом в материалы дела перечню линий электропередачи и источников их питания, используемым при осуществлении регулируемой деятельности, протяженность линий электропередачи составляет 64,56485 км, а суммарная мощность трансформаторных и иных подстанций - 8,39 MBA.
Учитывая изложенное, в также принимая во внимание, что непосредственное соединение к линиям электропередачи организации имеют подстанции суммарной мощностью 8,39 MBA, а остальные подстанции присоединены к сетям (линиям электропередачи) других территориальных сетевых организаций, ООО "Сервисный центр "Контакт" на дату вынесения оспариваемого постановления от 08 декабря 2017 г. N 37-э не соответствовало критериям территориальной сетевой организации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 07 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Контакт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 44-АПГ18-19
Текст определения официально опубликован не был