Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 32-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим решения Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области от 3 октября 2012 года N 56/1 "Об утверждении корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области" в части включения в границы города Балашова лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Балашовского лесничества Саратовской области, по апелляционной жалобе Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 21 мая 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Миятлиевой Д.М., представителя Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области Донцова И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области от 3 октября 2012 года N 56/1 "Об утверждении корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области" в части включения в границы города Балашова лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, в части выдела 1, части выдела 4 и части выдела 5 квартала 135 Алмазного участкового лесничества, части выделов 5, 23, 25 квартала 130, части выдела 36 квартала 131, части выдела 8, части выдела 10 квартала 103 Балашовского участкового лесничества Балашовского лесничества Саратовской области.
Решением Саратовского областного суда от 21 мая 2018 г. исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Саратовской области представлены возражения.
В судебное заседание представители администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Саратовской области, прокуратура Саратовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 20 части 1 статьи 14 названного Федерального закона
В соответствии с Уставом муниципального образования город Балашов Совет муниципального образования город Балашов является представительным органом местного самоуправления
Советом муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области принято решение N 56/1 "Об утверждении корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области", которое опубликовано на сайте муниципального образования город Балашов 4 октября 2012 г.
Указанным решением в границы населенного пункта город Балашов включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, часть выдела 1, часть выдела 4, часть выдела 5 квартала 135 Алмазовского участкового лесничества, часть выдела 5, часть выдела 23, часть выдела 25 квартала 130, часть выдела 36 квартала 131, часть выдела 8, часть выдела 10 квартала 103 Балашовского участкового лесничества Балашовского лесничества Саратовской области.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований установлен приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. N 69 (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 названного порядка, действовавшего в период подготовки корректировки Генерального плана муниципального образования, предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 (далее - Положение), является Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 г. согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земельного фонда (за исключением случаев, если полномочия по распоряжению лесными участками переданы в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, органу государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса срок согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае не поступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана органов данный проект считается согласованным с такими органами.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка согласования в случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом документа территориального планирования, глава муниципального образования (муниципального района, городского округа, поселения) в течение 30 дней со дня истечения срока, установленного статьями 21 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации для согласования проектов документов территориального планирования, вправе принять решение о создании согласительной комиссии.
Согласительная комиссия создается для урегулирования разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования. Срок работы согласительной комиссии составляет не более 3 месяцев со дня ее создания.
Судом установлено, что согласно генеральному плану муниципального образования город Балашов в редакции от 3 октября 2012 г. N 56/1 граница муниципального образования город Балашов имеет пересечение с землями лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждено материалами лесоустройства и заключениями ФГБУ "Рослесинфорг" от 5 июня 2017 г. N 14/367 от 22 марта 2018 г. N 124 о наложении границ земель населенного пункта на земли лесного фонда, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, собственниками которых являются физические лица.
В месте с тем, согласно материалам дела администрацией муниципального образования город Балашов направлен в мае 2012 года в Министерство регионального развития Российской Федерации проект корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов Саратовской области на согласование.
В свою очередь Минрегион России согласовал с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности проект корректировки генерального плана, о чем имеется в деле сводное заключение на проект.
Федеральным агентством лесного хозяйства рассмотрен проект корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов на заседании согласительного совещания по урегулированию разногласий по замечаниям на проекты документов территориального планирования, где замечания у федерального органа по проекту корректировки отсутствовали, что подтверждается протоколом заседания от 12 марта 2014 г.
Таким образом, обязанность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, административным ответчиком исполнена в соответствии с требованием градостроительного законодательства, до утверждения проекта корректировки генплана. Проект корректировки уполномоченными органами согласован в марте 2014 года на заседании согласительного совещания, по результатам которого Минрегион России подготовил сводное заключение о согласовании проекта генерального плана муниципального образования.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Рослесхоз не согласовывал оспариваемый нормативный правовой акт, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 21 мая 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области от 3 октября 2012 года N 56/1 "Об утверждении корректировки генерального плана муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области" в части включения в границы города Балашова лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Балашовского лесничества Саратовской области: часть выдела 1, часть выдела 4, часть выдела 5 квартала 135 Алмазовского участкового лесничества, часть выдела 5, часть выдела 23, часть выдела 25 квартала 130, часть выдела 36 квартала 131, часть выдела 8, часть выдела 10 квартала 103 Балашовского участкового лесничества Балашовского лесничества Саратовской области, отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 г. N 32-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был