Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2018 г. N 26-КГ18-52
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Могушкова Магомеда Газ-Магомедовича, Нальгиева Руслана Хасановича, Олигова Алихана Идрисовича, Олигова Алаудина Идрисовича, Пугоева Ахмета Султановича, Пугоева Мусы Ахметовича, Мерешкова Башира Исаковича, Костоева Магомета Умаровича, Кастоева Алихана Гойсултановича, Арсаева Бориса Ахметовича, Арапиева Хаджи-Умара Османовича, Плиева Иссы Хусеновича, Евлоева Макарбека Зяудиновича, Оздоева Вахи Магомедовича, Чаниева Вахи Султановича, Нальгиева Багаудина Салмановича, Костоева Залимхана Султан-Гиреевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений "ветеран боевых действий" об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить прекращённые ежемесячные денежные выплаты, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Могушкову Магомеду Газ-Магомедовичу, Нальгиеву Руслану Хасановичу, Олигову Алихану Идрисовичу, Олигову Алаудину Идрисовичу, Пугоеву Ахмету Султановичу, Пугоеву Мусе Ахметовичу, Мерешкову Баширу Исаковичу, Костоеву Магомету Умаровичу, Кастоеву Алихану Гойсултановичу, Арсаеву Борису Ахметовичу, Арапиеву Хаджи-Умару Османовичу, Плиеву Иссе Хусеновичу, Евлоеву Макарбеку Зяудиновичу, Оздоеву Вахе Магомедовичу, Чаниеву Вахе Султановичу, Нальгиеву Багаудину Салмановичу, Костоеву Залимхану Султан-Гиреевичу о признании недействительными удостоверений "ветеран боевых действий", обязании сдать указанные удостоверения,
по кассационной жалобе и дополнительной кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенностям Евлоевой М.Р., Курсаева А.В. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 декабря 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Торгушиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу истцов Арсаева Б.А., Нальгиева Б.С., представителя истцов Могушкова М.Г.-М., Нальгиева Б.С., Нальгиева Р.Х. по доверенности - Мизиева С.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Могушков Магомед Газ-Магомедович, Нальгиев Руслан Хасанович, Олигов Алихан Идрисович, Олигов Алаудин Идрисович, Пугоев Ахмет Султанович, Пугоев Муса Ахметович, Мерешков Башир Исакович, Костоев Магомет Умарович, Кастоев Алихан Гойсултанович, Арсаев Борис Ахметович, Арапиев Хаджи-Умар Османович, Плиев Исса Хусенович, Евлоев Макарбек Зяудинович, Оздоев Ваха Магомедович, Чаниев Ваха Султанович, Нальгиев Багаудин Салманович, Костоев Залимхан Султан-Гиреевич (далее также - истцы) обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее также - МВД по Республике Ингушетия, ответчик) о признании незаконными решений комиссии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений "ветеран боевых действий" об изъятии удостоверений и прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить им прекращённые ежемесячные денежные выплаты.
В обоснование требований истцы ссылались на то, что в период службы в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия с ноября 1992 года по декабрь 1996 года они проходили службу и выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и вооружённого конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих территориях, в связи с чем в 2005, 2006 годах им были выданы удостоверения ветеранов боевых действий, дающие право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмами председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от декабря 2016 г. и января 2017 г. истцы были уведомлены о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия) проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветеранов боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверения ветеранов боевых действий были выданы истцам без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время им прекращены ежемесячные денежные выплаты как ветеранам боевых действий, которые производятся через Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия), и предписано сдать удостоверения в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия.
По мнению истцов, решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячной денежной выплаты являются незаконными ввиду того, что право на признание за ними статуса ветеранов боевых действий установлено заключениями служебных проверок, а также вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Кроме того, в обоснование вывода о незаконности решений об аннулировании удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячных денежных выплат истцы ссылались на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое, по мнению истцов, имеет преюдициальное значение при решении вопроса о выдаче им удостоверений ветеранов боевых действий.
По указанным основаниям истцы просили суд признать незаконными решения МВД по Республике Ингушетия об изъятии выданных им удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячных денежных выплат как ветеранам боевых действий; обязать МВД по Республике Ингушетия возобновить им ежемесячные денежные выплаты как ветеранам боевых действий.
Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия исковые требования в суде не признал.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречные исковые требования к истцам о признании недействительными выданных им удостоверений ветеранов боевых действий, обязании сдать эти удостоверения, указав в обоснование иска на то, что при проверке правомерности выдачи удостоверений ветеранов боевых действий сотрудникам и пенсионерам МВД по Республике Ингушетия Департаментом государственной службы и кадров МВД России был выявлен факт применения МВД по Республике Ингушетия при решении вопроса о выдаче таких удостоверений решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. в качестве преюдициального решения в отношении неопределённого круга лиц. Между тем, по мнению МВД по Республике Ингушетия, судебное решение от 17 октября 2005 г. не подлежит применению ввиду того, что было принято в отношении определённого круга лиц. МВД по Республике Ингушетия отметило, что документов, свидетельствующих о непосредственном участии истцов в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, на основании которых им выданы удостоверения ветеранов боевых действий, не представлено, а само по себе нахождение истцов в зоне вооружённого конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактическое их участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи им удостоверений ветеранов боевых действий.
Истцы встречные исковые требования в суде не признали, заявили о применении последствий пропуска МВД по Республике Ингушетия срока исковой давности по заявленным встречным требованиям.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 сентября 2017 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными решения МВД по Республике Ингушетия об изъятии у истцов удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячной денежной выплаты. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность возобновить осуществление истцам ежемесячных денежных выплат как ветеранам боевых действий. В удовлетворении встречных исковых требований МВД по Республике Ингушетия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 декабря 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданных в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе и дополнениях к ней представителей МВД по Республике Ингушетия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены названных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 18 июля 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 1 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истцы Могушков М.Г.-М., Нальгиев Р.Х., Олигов Алихан Идрисович, Олигов Алаудин Идрисович, Пугоев А.С., Пугоев М.А., Мерешков Б.И., Костоев М.У., Кастоев А.Г., Арапиев Х.-У.О., Плиев И.Х., Евлоев М.З., Оздоев В.М., Чаниев В.С., Костоев З.С.-Г., надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и дополнения к ней, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы в разные периоды, имевшие место с 1992 года, проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации в МВД по Республике Ингушетия.
В период с 2005 по 2006 год МВД по Республике Ингушетия истцам на основании их заявлений были выданы удостоверения ветеранов боевых действий, дающие право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
22 марта 2016 г. в МВД по Республике Ингушетия поступило письмо начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 21 марта 2016 г., согласно которому в феврале 2008 г. сотрудниками МВД России в МВД по Республике Ингушетия была проведена проверка правомерности признания сотрудников и пенсионеров МВД по Республике Ингушетия ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачёта в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г. По результатам проведённой проверки в МВД по Республике Ингушетия было выявлено около 1 000 человек, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы без законных оснований. В письме содержалась просьба о необходимости принятия мер по лишению статуса ветерана боевых действий лиц, которым удостоверения ветерана боевых действий в МВД по Республике Ингушетия выданы без законных оснований.
Письмом заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 1 августа 2016 г. на имя министра внутренних дел по Республике Ингушетия сообщалось, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения ГУ МВД России по г. Москве по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий Евлоеву М.М. было выявлено, что до февраля 2008 г. МВД по Республике Ингушетия названное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределённого круга лиц. Однако в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. вынесено в отношении определённого круга лиц и не подлежит применению как прецедентное решение. В письме содержалась также просьба о проведении проверки наличия оснований для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия.
Решениями комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 16 ноября 2016 г., от 25 ноября 2016 г., от 28 декабря 2016 г. и от 1 февраля 2017 г., оформленными протоколами NN 9, 10, 1, принято решение о признании ошибочно выданными истцам удостоверений ветеранов боевых действий Письмами председателя комиссии МВД по Республике Ингушетия от 7 декабря 2016 г. и от 1 февраля 2017 г. истцы были уведомлены о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверения ветеранов боевых действий были выданы истцам без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время им прекращена ежемесячная денежная выплата как ветеранам боевых действий, которая производится через ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия, и им предписано сдать удостоверения в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия. Истцам также разъяснено, что в случае предоставления ими на рассмотрение комиссии МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов о признании незаконными решений МВД по Республике Ингушетия об изъятии у истцов удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячной денежной выплаты как ветеранам боевых действий, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённую приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, исходил из того, что приведёнными нормативными актами МВД по Республике Ингушетия было уполномочено только на выдачу удостоверений ветерана боевых действий, между тем полномочий по пересмотру и аннулированию ранее принятых решений о выдаче таких удостоверений ответчику не предоставлено. Суд указал, что МВД по Республике Ингушетия осуществило комплекс мер, связанных с признанием за истцами права на льготы как за ветеранами боевых действий с выдачей им соответствующих удостоверений и на протяжении длительного периода (с 2006 по 2016 год) МВД по Республике Ингушетия не оспаривало наличие у истцов статуса ветерана боевых действий.
По мнению суда первой инстанции, решения о признании недействительными удостоверений ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат как ветеранам боевых действий могли быть приняты только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц.
Также суд первой инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований сослался на то, что приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501, дополнивший пункт 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий подпунктом 16.6, наделяющим комиссию МВД по Республике Ингушетия правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не содержит ссылок на нормативные правовые акты, на основании которых он принят, а вновь введённый пункт 16.6 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (согласно этому пункту к основным задачам комиссии относятся проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий) противоречит пунктам 1 и 14 названного Положения, в которых приведены нормативные акты, регулирующие деятельность комиссии и которые не предусматривают понятия аннулирования, отзыва или признания недействительным удостоверения ветерана боевых действий и ограничивают компетенцию комиссии в пределах принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 мая 2017 г. приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 признан незаконным и недействительным.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к истцам о признании недействительными удостоверений ветеранов боевых действий и обязании сдать указанные удостоверения, суд первой инстанции со ссылкой на статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришёл к выводу о пропуске МВД по Республике Ингушетия срока исковой данности по встречным требованиям, о применении которого было заявлено истцами в судебном заседании. При этом суд исходил из того, что МВД по Республике Ингушетия было известно о необоснованности выдачи лицам удостоверений ветеранов боевых действий в 2008 году при проведении проверки выдачи таких удостоверений, однако обращение в суд со встречными исковыми требованиями имело место за пределами установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срока, а также МВД по Республике Ингушетия не представлены суду доказательства уважительности причин пропуска такого срока.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Статьёй 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1-5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
Из приведённых нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведённых правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно, его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена наличием у МВД по Республике Ингушетия обязанности по осуществлению проверки оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу, в том числе со ссылкой на незаконность приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501, об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.
Суждение судов первой и апелляционной инстанций о том, что решения о признании недействительными удостоверений ветеранов боевых действий, выданных истцам, и, как следствие, прекращение им ежемесячных денежных выплат как ветеранам боевых действий, могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
Кроме того, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22 решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 23 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2017 г., которыми по иску Килоева М.Х. приказ МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201" признан незаконным и недействующим со дня издания, отменены. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Килоева М.Х. об оспаривания приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 "О внесении изменений в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201".
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку суда в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований на то, что МВД по Республике Ингушетии ранее осуществило комплекс мер, связанных с признанием за истцами права на льготы как за ветеранами боевых действий с выдачей им удостоверений ветеранов боевых действий бессрочно и на протяжении длительного периода (с 2006 по 2016 год) не оспаривало наличие у истцов статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности принятия ответчиком решений об аннулировании истцам удостоверений ветеранов боевых действий и о прекращении им ежемесячных денежных выплат являлось установление судом обстоятельств соблюдения процедуры выдачи истцам удостоверений, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцами статуса ветерана боевых действий и выдачи им удостоверений ветеранов боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно - наличие оснований для выдачи истцам удостоверений ветеранов боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи им таких удостоверений, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований истцов является неправомерным.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к истцам о признании недействительными удостоверений ветеранов боевых действий и обязании сдать указанные удостоверения, суд первой инстанции сослался на статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к выводу о пропуске МВД по Республике Ингушетия без уважительных причин срока исковой данности по заявленным встречным исковым требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что вывод суда об отказе в удовлетворении встречных исковых требований МВД по Республике Ингушетия основан на неправильном применении норм материального права ввиду следующего.
Отношения, связанные с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации социальных гарантий на основании Федерального закона "О ветеранах" в связи с прохождением ими службы в особых условиях, регулируются нормами специального законодательства, следовательно, вывод суда о применении к данным правоотношениям норм Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности применение к встречным исковым требованиям МВД по Республике Ингушетия о признании недействительными удостоверений ветеранов боевых действий и обязании истцов сдать удостоверения последствий пропуска срока исковой данности со ссылкой на статью 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия признаёт неправомерным. Кроме того, приобретение истцами на основании полученных ими удостоверений статуса ветерана боевых действий и предоставление им в связи с наличием такого статуса социальных гарантий в виде ежемесячной денежной выплаты как ветеранам боевых действий бессрочно свидетельствует о наличии в данном случае длящихся правоотношений между истцами и МВД по Республике Ингушетия, таким образом, суждение суда о пропуске МВД по Республике Ингушетия срока для предъявления в суд названных встречных исковых требований является ошибочным.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 25 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 декабря 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2018 г. N 26-КГ18-52
Текст определения официально опубликован не был