Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 26-КГ18-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Албогачиева Мухамеда Беслановича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия и Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о возложении обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату с даты её прекращения
по кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенностям Гадаборшевой Раисы Амирхановны, Курсаева Александра Викторовича на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 г., которыми исковые требования Албогачиева М.Б. были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева Александра Викторовича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Албогачиев Мухамед Бесланович 19 июня 2017 г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) и Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия, пенсионный орган) о признании незаконными решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, а также о возложении обязанности возобновить данную ежемесячную денежную выплату с даты её прекращения.
В обоснование заявленных требований Албогачиев М.Б. ссылался на то, что с 25 октября 1994 г. по 15 марта 2005 г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. В период прохождения службы он выполнял служебные задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, принимал участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, а также при ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года.
Приказом врио министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 12 апреля 2005 г. N 79 Албогачиев М.Б. уволен со службы в органах внутренних дел с 15 марта 2005 г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (пункт "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"). На момент увольнения он занимал должность милиционера полка патрульно-постовой службы милиции при МВД по Республике Ингушетия, имел специальное звание старшины милиции.
10 марта 2006 г. МВД по Республике Ингушетия Албогачиеву М.Б. было выдано удостоверение ветерана боевых действий, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На основании этого удостоверения ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия Албогачиеву М.Б. как ветерану боевых действий была установлена ежемесячная денежная выплата, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия МВД по Республике Ингушетия) 28 февраля 2017 г. было принято решение об ошибочности выдачи Албогачиеву М.Б. удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, о чём сообщено письмом врио начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 марта 2017 г. N 4/758.
По мнению Албогачиева М.Б., данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия является незаконным, так как вопрос об аннулировании (признании недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов боевых действий, подлежит разрешению в судебном порядке, комиссия МВД по Республике Ингушетия не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию (признанию недействительным) удостоверения ветерана боевых действий и прекращению ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Албогачиев М.Б. ссылался на то, что его право на получение удостоверения ветерана боевых действий подтверждено решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 1 марта 2004 г., которым удовлетворены его исковые требования к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительному денежному довольствию за выполнение задач при вооружённых конфликтах в период с марта 1995 года по декабрь 2001 года и зачёте в выслугу лет для назначения пенсии периодов фактического выполнения служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года в льготном исчислении из расчёта один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы. Албогачиев М.Б. полагал, что это судебное решение имеет преюдициальное значение при разрешении вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Албогачиев М.Б. также указывал, что при обращении с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий он никаких документов, кроме фотографий, не представлял, приказы МВД по Республике Ингушетия, на основании которых он привлекался к выполнению служебных задач по ликвидации последствий вооружённого осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года ввиду их секретности на тот момент на руки не выдавались, но, как он считает, они имеются в его личном деле.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2017 г. исковые требования Албогачиева М.Б. удовлетворены. Суд признал незаконными (недействительными) решение комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий серии РМ N 504482 от 10 марта 2006 г., выданного на имя Албогачиева М.Б., и решение ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия о прекращении назначенной Албогачиеву М.Б. как ветерану боевых действий ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьёй 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". На ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия возложена обязанность возобновить Албогачиеву М.Б. такую выплату с даты её прекращения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителями МВД по Республике Ингушетия Гадаборшевой Р.А. и Курсаевым А.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 30 мая 2018 г. исполнение решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 г. приостановлено до окончания производства в суде кассационной инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 30 мая 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 1 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Албогачиев М.Б. и представитель ответчика ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 25 октября 1994 г. Албогачиев М.Б. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях, по последнему месту службы занимал должность милиционера полка патрульно-постовой службы милиции при МВД по Республике Ингушетия, имел специальное звание старшины милиции.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 1 марта 2004 г. удовлетворены исковые требования Албогачиева М.Б. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании дополнительного денежного довольствия и компенсации льгот за выполнение служебных задач в зоне чрезвычайного положения. С МВД по Республике Ингушетия в пользу Албогачиева М.Б. взыскана задолженность по денежному довольствию в размере 629 025 руб. 41 коп., на ответчика также возложена обязанность произвести зачёт истцу в выслугу лет для назначения пенсии периодов фактического выполнения им служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года из расчёта один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы.
Приказом врио министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 12 апреля 2005 г. N 79 Албогачиев М.Б. уволен со службы в органах внутренних дел с 15 марта 2005 г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (пункт "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции").
10 марта 2006 г. Албогачиеву М.Б. МВД по Республике Ингушетия было выдано удостоверение ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель данного документы имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из письма врио начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 марта 2017 г. N 4/722 на имя руководителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия следует, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проводилась проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки выявлены случаи ошибочного оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, то есть без достаточных на то оснований. В письме изложена просьба в соответствии с решением комиссии (протокол от 28 февраля 2017 г. N 6) прекратить ежемесячную денежную выплату как ветеранам боевых действий лицам, перечисленным в списке, приложенном к данному письму, в котором поименован в том числе и Албогачиев М.Б.
Письмом врио начальника Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 7 марта 2017 г. N 4/758 Албогачиеву М.Б. сообщено о том, что по результатам проведённой комиссией МВД по Республике Ингушетия проверки обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему ошибочно, то есть без достаточных на то оснований, в связи с чем ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий. Албогачиеву М.Б. предлагалось сдать ошибочно выданное удостоверение ветерана боевых действий в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия для его уничтожения в установленном законом порядке, а также разъяснялось, что в случае представления им на рассмотрение комиссии МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, вопрос о возобновлении ежемесячной денежной выплаты может быть рассмотрен в установленном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Албогачиева М.Б. о признании незаконными решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и решения ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, предусмотренной статьёй 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", о возложении обязанности возобновить ежемесячную денежную выплату с даты её прекращения, суд первой инстанции со ссылкой на положения части 2 статьи 61 ГПК РФ и пункта 2.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, полагал, что право истца на дополнительные гарантии и компенсации в связи с выполнением им служебных задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах в период с 1995 года по декабрь 2001 года подтверждено решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 1 марта 2004 г., которое имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего дела, в связи с чем нарушение прав Албогачиева М.Б. незаконными действиями МВД по Республике Ингушетия не нуждается в дополнительном доказывании. Поскольку действия пенсионного органа по прекращению начисления истцу ежемесячной денежной выплаты неразрывно связаны с решением комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и являются лишь последствием этого решения, суд первой инстанции вследствие признания им незаконным такого решения комиссии МВД по Республике Ингушетия пришёл к выводу о наличии оснований для возложения на ГУ - ОПФР по Республике Ингушетия обязанности по возобновлению Албогачиеву М.Б. ежемесячных денежных выплат, установленных статьёй 23.1 Федерального закона "О ветеранах", с даты их прекращения.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, который дополнительно указал, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Албогачиеву М.Б. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и Инструкцией о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, полномочий по аннулированию ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий комиссии МВД по Республике Ингушетия действующим законодательством не предоставлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Система мер социальной поддержки ветеранов согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьёй 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьёй 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, описание бланка удостоверения ветерана боевых действий и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция от 19 декабря 2003 г. N 763).
Пунктом 1 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763 предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции от 19 декабря 2003 г. N 763).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в её пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержится в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России.
В частности, для лиц, выполнявших задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, к подтверждающим документам относятся: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России (подпункт 3.2 пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона (подпункт 3.3 пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Из приведённого правового регулирования следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось и в Положении о МВД России, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу изложенных выше правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утверждённым приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утверждённом приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведённому правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и требований приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетии по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения) (далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утверждённое приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия полномочий обусловлена имеющейся у МВД по Республике Ингушетия обязанностью по осуществлению проверки наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие этого со ссылкой на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 1 марта 2004 г., которым не устанавливалось участие Албогачиева М.Б. в боевых действиях на территориях и в периоды, которые поименованы в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", а было признано его право на дополнительные гарантии и компенсации в связи с выполнением им служебных задач в условиях чрезвычайного положения в период с 1995 года по декабрь 2001 года, пришли к ошибочному выводу о том, что нарушение прав истца незаконными действиями МВД по Республике Ингушетия не нуждается в дополнительном доказывании. Также не основано на законе суждение суда апелляционной инстанции об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, и исходя из заявленных истцом требований, перечня подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, содержащегося в пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения иска Албогачиева М.Б. о признании незаконным решений МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ежемесячной денежной выплаты являлось установление судом обстоятельств наличия у Албогачиева М.Б. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Албогачиеву М.Б. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Албогачиеву М.Б. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Албогачиеву М.Б. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом первой инстанции не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 ГПК РФ, не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций об удовлетворении иска Албогачиева М.Б. является неправомерным.
Ввиду изложенного решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей кассационной жалобы, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования Албогачиева М.Б. в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 20 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 октября 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 26-КГ18-27
Текст определения официально опубликован не был