Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 18-КГ18-197
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исабекова А.Р. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2017 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 г. и определение судьи Краснодарского краевого суда от 17 января 2018 г. по административному делу по административному исковому заявлению Исабекова А.Р. к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район о признании незаконным отказа уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установил:
Исабеков А.Р. обратился в Туапсинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район (далее - Управление) о признании незаконным отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ... площадью 500 кв.м, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ... Оформив градостроительный план земельного участка, он обратился в Управление за получением разрешения на строительство индивидуального жилого дома, представив все необходимые документы, однако письмом от 23 марта 2017 г. ему отказано в выдаче указанного разрешения со ссылкой на статью 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением земельного участка в границах зоны затопления при наводнении в октябре 2010 г.
По мнению административного истца, в отсутствие решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти об установлении зоны затопления и сведений о границах этой зоны в государственном кадастре недвижимости при соответствии разрешенного использования земельного участка градостроительным нормам оспариваемый отказ Управления в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному основанию не соответствует федеральному законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 г., в удовлетворении административного искового требования Исабекову А.Р. отказано.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 17 января 2018 г. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе, направленной в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Исабеков А.Р. просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы Исабекова А.Р. и материалов дела, Судебной коллегией установлено, что судами допущены нарушения такого характера.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что земельный участок административного истца находится в зоне затопления, утвержденной постановлением администрации МО Туапсинский район от 15 июня 2014 г. N 1630 и отраженной в документах территориального планирования муниципального образования, а доказательств, подтверждающих проведение административным истцом специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зоны затопления, не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит данный вывод судов ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого отказа, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как усматривается из материалов дела, Исабекову А.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером ... с видом разрешенного использования: индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ...
Судом установлено, что Генеральным планом Новомихайловского городского поселения территория, в которой расположен данный земельный участок, отнесена к территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кроме того, земельный участок находится в границах зоны затопления при наводнении в октябре 2010 г., утвержденной постановлением администрации МО Туапсинский район от 15 июня 2014 г. N 1630 и отраженной в документах территориального планирования муниципального образования. На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления (часть 2 статьи 67.1 ВК РФ в редакции, действующей на момент принятии оспариваемого решения), в связи с чем письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район от 23 марта 2017 г. административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, соответствующие зоны затопления, подтопления в порядке, определенном Правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены.
Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.
В оспариваемых судебных актах указанным обстоятельствам надлежащая правовая оценка с учетом приведенного нормативного регулирования не дана.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 323, 325, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 апреля 2017 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2017 г., определение судьи Краснодарского краевого суда от 17 января 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Туапсинский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. N 18-КГ18-197
Текст определения официально опубликован не был