Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 310-КГ18-18839
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 18.09.2018 от 13.09.2018 Службы финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора, служба) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 по делу N А83-9998/2016, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2018 по тому же делу по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Академический научно-исследовательский институт физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова" (далее - АНИИ им. И.М. Сеченова, учреждение) к службе о признании недействительными пунктов 1, 2, 5, 6, 9 резолютивной части и пунктов 14, 15 мотивировочной части представления от 24.11.2016 N 11-14/5598, установила:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Служба финансового надзора, возражая против указанных судебных актов, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, Службой финансового надзора проведена плановая проверка соблюдения АНИИ им. И.М. Сеченова бюджетного законодательства за период с 01.04.2014 по 31.07.2016. По факту выявленных по итогам проверки нарушений выдано предписание от 24.11.2016 N 11-14/5598, которым на учреждение возложена обязанность:
рассмотреть представление и принять меры по устранению нарушений, указанных в представлении и недопущению их в дальнейшем (пункт 1);
в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения в части начисления и выплаты заработной платы за фактически неотработанное время внешними совместителями на сумму 46 051 руб. 93 коп. (пункт 2);
в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения в части выплаты стимулирующего характера заместителям директора и главному бухгалтеру без установленного размера Министерством здравоохранения Республики Крым на общую сумму 1 721 183 руб. 05 коп. (пункт 5);
в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения в части неправомерной выплаты заработной платы внешнему совместителю вследствие переработки половины месячной нормы рабочего времени в сумме 49 154 руб. 25 коп. (пункт 6);
в порядке, определенном законодательством, принять меры по устранению нарушения в части неправомерного приобретения и списания продуктов питания, не утвержденных нормами лечебного питания, а также исключаемые из рациона больных, проходящих лечение по бюджетной и внебюджетной путевке на общую сумму 1 027 715 руб. 61 коп. (пункт 9).
В мотивировочной части предписания также указано на отсутствие эффективных управленческих решений АНИИ им. И.М. Сеченова, связанных с содержанием вверенного ему имущества Республики Крым стоимостью 5 976 738 руб. 30 коп.; неэффективное использование бюджетных средств на выплату стимулирующих надбавок работникам на сумму 7 400 128 руб. 08 коп. в отсутствие оценки качества выполненной ими работы и критериев такой оценки, утвержденных локальным актом учреждения.
Признавая приведенные положения предписания не соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 60.1, 129, 135, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Инструкцией по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330, нормативными правовыми актами Республики Крым, и исходили из отсутствия в действиях АНИИ им. И.М. Сеченова, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, иных нарушений бюджетного законодательства.
В частности, суды нашли, что выводы Службы финансового надзора о неправомерной выплате внешним совместителям заработной платы за неотработанное время основаны на сравнительном анализе табелей учета рабочего времени по основному месту их работы и в НИИ им. И.М. Сеченова. Однако доказательств того, что сведения о времени, отработанном совместителями в учреждении, не отражают их фактическую занятость, не представлено.
По этому же основанию отклонены судами доводы службы о том, что учреждение не вправе было оплачивать внешнему совместителю время, отработанное сверх нормы трудовой занятости, установленной требованиями трудового законодательства для таких категорий работников.
Относительно начисления и выплаты стимулирующих выплат заместителям директора и главному бухгалтеру (пункт 5 представления) суды учли, что они были произведены на основании локальных актов о критериях выплат, показатели для начисления таких выплат были согласованы с Минздравом Крыма. При этом однозначный порядок установления стимулирующих выплат заместителями директора учреждения здравоохранения и главному бухгалтеру в Республике Крым в проверяемый период отсутствовал.
По пункту, касающемуся приобретения продуктов, не предусмотренных нормами питания, установленными для лечебных и санаторных учреждений Республики Крым, суды исходили из того, что названные нормы имеют ориентировочный характер и допускают вариативность при их непосредственном применении в деятельности учреждения в зависимости от категорий лиц, в отношении которых организуется питание, от сезонности, от наличия продуктов на пищеблоке и т.п.
Далее судами установлено, что выявленные службой нарушения, связанные с содержанием имущества учреждения, - отклонения между зарегистрированным в документах состоянием имущества и его фактическим состоянием, наличие неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, - касаются, в частности, объектов, которые были отчуждены или находятся в стадии ремонта.
Суды также не согласились с выводом службы о том, что в НИИ им. И.М. Сеченова отсутствуют критерии оценки эффективности деятельности работников учреждения в целях осуществления стимулирующих выплат, указав, что таковые установлены приложением N 4 к Положению об оплате труда, утвержденного приказом директора Учреждения от 10.04.2015 N 52. Отсутствие же комиссионной оценки эффективности деятельности каждого работника, получающего выплату, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В кассационной жалобе Служба финансового надзора приводит доводы, которые воспроизводят ее позицию по настоящему делу и которые рассматривались судами нижестоящих инстанций. Суды всесторонне исследовали доводы заявителя и дали им надлежащую оценку, сформулированные ими выводы основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права. Несогласие службы с выводами судов о допущенном ими нарушении не свидетельствует и не может явиться основанием для отмены либо изменения вынесенных судебных актов.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Службе финансового надзора Республики Крым в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2018 г. N 310-КГ18-18839 по делу N А83-9998/2016
Текст определения официально опубликован не был