Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 26-КГ18-55
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2018 г. гражданское дело по иску Корохоева Аслан-Гирея Умаровича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании недействительным решения комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий и предоставить меры социальной поддержки, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Корохоеву Аслан-Гирею Умаровичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву Аслан-Гирею Умаровичу, и об обязании сдать данный документ
по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Гороховцева Романа Николаевича на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 ноября 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично, в удовлетворении встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Курсаева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Корохоев А.-Г.У. обратился 27 апреля 2017 г. в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) о признании недействительным решения комиссии Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий и предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование требований Корохоев А.-Г.У. ссылался на то, что он с декабря 1996 года по август 1999 года проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия, в период прохождения службы принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, в связи с этим 30 декабря 2005 г. Корохоеву А.-Г.У. было выдано удостоверение ветерана боевых действий и с этого же времени ему выплачивалась ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Письмом Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 13 декабря 2016 г. Корохоеву А.-Г.У. было сообщено, что по результатам проверки обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий, проведённой комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее также - комиссия МВД по Республике Ингушетия), было выявлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Корохоеву А.-Г.У. ошибочно, без достаточных на то оснований, в связи с чем ежемесячная денежная выплата ему как ветерану боевых действий прекращена, Корохоеву А.-Г.У. предложено сдать удостоверение для уничтожения в установленном законом порядке.
С учетом изложенного Корохоев А.-Г.У. просил суд признать незаконным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячных денежных выплат ему как ветерану боевых действий.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Корохоеву А.-Г.У. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и возложении на Корохоева А.-Г.У. обязанности сдать этот документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Корохоева А.-Г.У. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение Корохоева А.-Г.У. в зоне вооружённого конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактического его участия в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2017 г. исковые требования Корохоева А.-Г.У. удовлетворены частично. Признано недействительным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу данного решения суда отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., и возобновить осуществление ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. В удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Корохоеву А.-Г.У. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 ноября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия Гороховцева Р.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя МВД по Республике Ингушетия судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 2 августа 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 1 октября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Корохоев А.-Г.У. и представитель Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (третье лицо), надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. От Корохоева А.-Г.У. поступили письменные возражения на доводы кассационной жалобы и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на неё Корохоева А.Г.У., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Корохоев А.-Г.У. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия, в период прохождения службы он принимал участие в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта.
Корохоев А.-Г.У. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий и просил рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий в связи с выполнением им задач в зоне вооруженного конфликта.
30 декабря 2005 г. Корохоеву А.-Г.У. МВД по Республике Ингушетия выдано удостоверение ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и с этого времени ему выплачивается ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
16 ноября 2016 г. состоялось заседание комиссии МВД по Республике Ингушетия для рассмотрения материалов, по которым ранее были выданы удостоверения ветерана боевых действий. После изучения документов, послуживших основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по Республике Ингушетия и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, в период с 2005 по 2007 год, члены комиссии МВД по Республике Ингушетия приняли решение, оформленное протоколом от 16 ноября 2016 г. N 9, о признании ошибочно выданными удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам органов внутренних дел МВД по Республике Ингушетия, в том числе уволенным со службы, в числе которых значится Корохоев А.-Г.У.
Письмом Управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 13 декабря 2016 г. Корохоеву А.-Г.У. было сообщено, что по результатам проверки обоснованности и правомерности ранее выданных удостоверений ветерана боевых действий, проведённой комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, было выявлено, что удостоверение ветерана боевых действий выдано Корохоеву А.-Г.У. ошибочно, без достаточных на то оснований, в связи с чем ежемесячная денежная выплата ему как ветерану боевых действий прекращена, Корохоеву А.-Г.У. предложено сдать удостоверение для уничтожения в установленном законом порядке.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Корохоева А.-Г.У. о признании незаконным решения комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, постановлению Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", исходил из того, что приведенные нормативные правовые акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения. Принятие государственным органом решения о присвоении гражданину определенного социального статуса влечет за собой приобретение последним права на получение льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, при этом вопрос о лишении гражданина этих льгот может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон предоставил ему соответствующие для этого полномочия. Такими полномочиями комиссия МВД по Республике Ингушетия наделена не была.
По мнению суда первой инстанции, решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, прекращении ежемесячной денежной выплаты может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Корохоеву А.-Г.У. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и возложении на него обязанности сдать этот документ, суд первой инстанции указал на то, что для этого не имеется оснований, поскольку выданное Корохоеву А.-Г.У. в 2005 году удостоверение ветерана боевых действий является документом, по предъявлении которого Корохоеву А.-Г.У. предоставляются льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", на протяжении длительного периода с 2005 по 2016 год МВД по Республике Ингушетия не оспаривало наличие у Корохоева А.У. статуса ветерана боевых действий.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске МВД по Республике Ингушетия предусмотренного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности по встречному иску, о применении которого заявлено Корохоевым А.-Г.У., а истечение срока исковой давности является в силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. При этом наличия уважительных причин пропуска этого срока МВД по Республике Ингушетия, которые бы объективно исключали возможность обратиться в суд с иском в предусмотренный законом срок, судом не установлено. МВД по Республике Ингушетия еще в 2008 году должно было знать о возникновении у него права на обращение в суд, однако в суд обратилось со встречным иском к Корохоеву А.-Г.У. только в 2017 году.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно подпунктам 1-5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" Правительством Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" были утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная Инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел (подпункт 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, установлен пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим в период издания приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведенному правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения, далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена имеющейся у МВД по Республике Ингушетия обязанностью по осуществлению проверки наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий со ссылкой на незаконность приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501.
Суждение судебных инстанций о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты Корохоеву А.-Г.У. как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку судов первой и апелляционной инстанций в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., на то, что МВД по Республике Ингушетия ранее признало за Корохоевым А.-Г.У. право на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно и на протяжении длительного периода (с 2005 по 2016 год) не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Корохоева А.-Г.У. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Корохоеву А.-Г.У. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Корохоева А.-Г.У. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Корохоеву А.-Г.У. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Корохоеву А.-Г.У. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Корохоеву А.-Г.У. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска Корохоева А.-Г.У. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия являются неправомерными.
Суд первой инстанции свои выводы об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Корохоеву А.-Г.У. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., и об обязании сдать данный документ обосновал также тем, что МВД по Республике Ингушетия был пропущен срок исковой давности, установленный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса) для предъявления встречного иска, что в силу абзаца второго пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Между тем судом первой инстанции не было учтено, что спорные отношения носят публично-правовой, длящийся характер и не относятся к частноправовым, поэтому к ним не могут применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе положения о сроке исковой давности, предусмотренные пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод суда первой инстанции о пропуске МВД по Республике Ингушетия срока для обращения в суд с требованиями о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Корохоеву А.-Г.У., и об обязании сдать данный документ ошибочен, поскольку основан на неправильном применении судом норм материального права (применён закон, не подлежащий применению к спорным отношениям сторон), эту ошибку суд апелляционной инстанции не исправил.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования Корохоева А.-Г.У. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Корохоеву А.-Г.У. удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 23 ноября 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 26-КГ18-55
Текст определения официально опубликован не был