Письмо Министерства просвещения РФ от 31 октября 2018 г. N 07-1207
Проект
Положение о психологической службе в системе образования Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности Психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее - Служба).
2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входит Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования (далее - Координационный совет), Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования (далее - Федеральный ресурсный центр) на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения "Российская академия образования", главный внештатный психолог Министерства просвещения Российской Федерации, главные внештатные психологи в федеральных округах Российской Федерации, главные внештатные психологи в образования системе субъектов Российской Федерации, педагоги-психологи, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии. К работе Службы могут привлекаться научные организации, осуществляющие научные исследования и разработки в интересах Службы, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров для Службы.
3. Служба осуществляет деятельность по профессиональному (психологическому, психолого-педагогическому) обеспечению решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленному на сохранение и укрепление здоровья, развитие и становление личности обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации, гармонизацию взаимодействия всех участников образовательных отношений, а также обеспечение психологической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящимся в процессе осуществления следственных или судебных действий.
4. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации "Десятилетия детства"", Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки 19 декабря 2017 г., другими нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации.
II. Цели и задачи Службы
5. Целями Службы являются:
а) содействие в разработке и совершенствовании нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы по организации психологической, психолого-педагогической, социальной помощи всем участникам образовательных отношений для обеспечения единства психологической службы с учетом специфики субъектов Российской Федерации;
б) содействие в обеспечении качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся, а также эффективной системы их внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, что является ключевым условием для оказания доступной эффективной профессиональной психолого-педагогической и социальной помощи всем категориям обучающихся независимо от места их проживания;
в) содействие в разработке стандартов оказания профессиональной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся.
6. Задачами Службы являются:
- создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития всех категорий обучающихся, оказание им профессиональной помощи и содействия в трудных жизненных ситуациях;
- психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания всех категорий обучающихся;
- организация психологического просвещения и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения и воспитания;
- организация профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников, а также повышения квалификации педагогических работников;
- сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
- участие в проектировании и создании безопасной и развивающей образовательной среды;
- проведение психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся;
- участие в мониторинге эффективности программ и технологий обучения;
- реализация программ преодоления трудностей в обучении;
- реализация программ коррекционной работы для различных категорий обучающихся;
- диагностика и контроль динамики психического развития обучающихся, оценка индивидуальных траекторий развития;
- содействие в разработке индивидуальных образовательных траектории обучающихся;
- содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессиональной области и построения личных профессиональных планов;
- содействие позитивной социализации обучающихся;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являвшимися потерпевшими или свидетелями преступления;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике социального сиротства;
- участие в формировании у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности с целью профилактики ксенофобии, экстремизма и межэтнических конфликтов;
- организация и участие в мероприятиях по сохранению и укреплению физического здоровья, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
- психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе построение для них индивидуальных образовательных маршрутов;
- психологическое сопровождение обучения, воспитания и социальной адаптации одаренных детей, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе построение индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с выраженной мотивацией к обучению;
- содействие в обеспечении доступной профессиональной помощи в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств у обучающихся.
III. Организация деятельности Службы
7. Согласование стратегических вопросов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) и развития инфраструктуры Службы осуществляет Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования.
8. Обеспечение организационно-управленческой деятельности Службы осуществляется системой главных внештатных психологов в системе образования субъектов Российской Федерации и федеральных округов Российской Федерации под руководством Главного внештатного психолога Министерства просвещения Российской Федерации.
9. Обеспечение нормативной и правовой, научно-методической, кадровой, информационной Службы осуществляется Федеральным ресурсным центром.
10. Практическая деятельность педагогов-психологов Службы осуществляется через уровневую систему центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональный и муниципальный уровни) и педагогов-психологов образовательных организаций.
11. Первичная помощь участникам образовательной деятельности в образовательных организациях оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой педагогических работников с его участием в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума. Состав психолого-медико-педагогического консилиума определяется целями и задачами конкретной образовательной организации. Также в ряде случаев (в том числе по желанию родителей (законных представителей) первичная помощь может оказываться в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссиях.
12. Специализированная помощь участникам образовательной деятельности, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций оказываются центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-медико-педагогическими комиссиями. Специализированная помощь на уровне образовательной организации оказывается педагогом-психологом данной организации при условии наличия у него дополнительного профессионального образования или повышения квалификации по соответствующему направлению и(или) в случаях территориальной удаленности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
13. Педагог-психолог вне зависимости от уровня оказания психологической помощи ведет профессиональную документацию, отражающую содержание деятельности в отношении всех субъектов образовательных отношений:
- журнал регистрации обращений и видов деятельности;
- протоколы диагностических обследований и заключения по их результатам;
- планы и(или) программы проведения коррекционной, развивающей, просветительской, профилактической работы.
IV. Основные направления деятельности службы
14. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных организациях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения;
- определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
- консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- психологическая помощь участникам образовательного процесса, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом или являющимся пострадавшими (свидетелями) от преступных деяний, с целью гарантии соблюдения их прав и психологической безопасности в процессе следственного и судебного делопроизводства и предупреждения рецидивов.
V. Обеспечение деятельности Службы
15. Деятельность Службы регулируется органами управления образованием субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации в соответствии с уровневой принадлежностью. При реализации в субъектах Российской Федерации централизованной модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и при наличии центров соответствующей направленности организационно-управленческая деятельность осуществляется с позиций координирующей роли данных центров. Это создает условия системности, преемственности, комплексности коррекционно-развивающих, профилактических действий специалистов психологической Службы.
16. Общее руководство и уровневая взаимосвязь в рамках организационно-управленческой деятельности Службы осуществляется системой главных внештатных психологов в системе образования субъектов и федеральных округов Российской Федерации.
17. Координация деятельности Службы на всех ее уровнях осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации под руководством Главного внештатного психолога Минпросвещения России.
18. Научно-методическая деятельность Службы обеспечивается Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе образования в сотрудничестве с Дата-центром ФГБУ "Российская академия образования".
19. Служба работает в тесном контакте с научными центрами и структурными подразделениями Российской академии образования, органами опеки и попечительства, здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным организациям помощь в воспитании и развитии обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 31 октября 2018 г. N 07-1207
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2018 г., N 23