Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 66-АПГ18-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Сметаниной Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 г. N 344-пп "О переводе земельного участка" с кадастровым номером ... площадью 15076,00 кв.м., расположенного по адресу: ... из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов по апелляционным жалобам Правительства Иркутской области, Сухих А.В. на решение Иркутского областного суда от 23 мая 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Сухих А.В. - Бахарова А.А., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новицкой Н.А. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 г. N 344-пп "О переводе земельного участка" с кадастровым номером _, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в нарушение требований земельного законодательства, а также Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федерального закона от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Решением Иркутского областного суда от 23 мая 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Правительство Иркутской области и Сухих А.В. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб прокуратурой Иркутской области и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации представлены возражения.
Сухих заявлено ходатайство о проведении судебной землеустроительной экспертизы. Судебной коллегией по административным дела в удовлетворении ходатайства отказано, при отсутствии оснований для проведения судебной экспертизы.
Представители Правительства Иркутской области, администрации Ольхонского муниципального образования Иркутской области, администрации Шара-Тоготского муниципального образования, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области республики Бурятия и Забайкальском крае, Министерства имущественных отношений Иркутской области, службы архитектуры Иркутской области, службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ Заповедное Прибайкалье не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 10 июля 2014 г. N 344-пп "О переводе земельного участка", земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 15 076 кв.м., расположенный по адресу: ..., переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Постановление официально опубликовано в общественно-политической газете "Областная" от 06 августа 2014 г. N 86, на момент рассмотрения дела является действующим нормативным правовым актом.
Согласно материалам дела указанный земельный участок категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: центры и базы отдыха, принадлежит на праве собственности Сухих А.В. Поставлен на государственный кадастровый учет 09 февраля 2007 г.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, в связи с чем Правительство Иркутской области не обладало полномочиями на изменение его целевого назначения и осуществление перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", пункта 2 приложения N 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1, пунктов 6 и 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область.
В соответствии с подпунктом "в" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
- рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
- зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят: озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающие к озеру Байкал территория до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 94-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р "О границах Байкальской природной территории" утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория, в том числе Прибайкальского национального парка.
Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустненского лесхозов в которых образован Прибайкальский национальный парк. Какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 28 декабря 2017 г., земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах водоохраной зоны озера Байкал, а также входит к границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Факт нахождения земельного участка в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка подтверждается: картой Балтийской природной территории масштаб 1:1 000 000 (редакция 2, 2012 г.); копиями дежурных карт N 14-48-108, N 48-106 масштаб 1:1 000 000, составленных по карте масштаба 1:50 000, составленной по материалам съемки 1968 г., обновленной в 1981-1982 годах, исправленной и обновленной в 1991-1992 годах; фрагментом карты центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, а также информацией представленной ФГБУ "Росгеолфонд" от 02 марта 2018 г. N ЕК-83/10, полученной при сопоставлении опубликованных данных, представленных на официальном сайте Росреестра и карты Байкальской природной территории, а также копией письма ГУ "Прибайкальский национальный парк" от 20 ноября 2006 г. N 487 (о вхождении земельного участка в границы Прибайкальского национального парка).
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд сделал обоснованный вывод, что указанный выше земельный участок входит в территорию Прибайкальского национального парка, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве допустимого доказательства по делу материалы землеустроительного дела предоставленного на электронном носителе, выводы суда в указанной части мотивированы, оснований для их переоценки не имеется.
Поскольку рассматриваемый земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположен на территории Прибайкальского национального парка федерального значения, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, является федеральной собственностью, то Правительство Иркутской области, осуществляя перевод земельного участка в категорию особо охраняемых природных территорий, действовало с превышением своих полномочий, что свидетельствует о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта и его несоответствии требованиям федерального законодательства.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 23 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Иркутской области и Сухих А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2018 г. N 66-АПГ18-33
Текст определения официально опубликован не был