Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-104
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Логистические активы" на решение Московского городского суда от 18 апреля 2018 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании не действующим пункта 5346 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ООО "Логистические активы" Речкина В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей правительства Москвы Федотова П.С. и Снегиревой А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы (http:www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 год и последующие налоговые периоды". Названный перечень недвижимого имущества изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года.
Согласно пункту 5346 в Перечень на 2016 год включено здание с кадастровым номером 77:02:0021008:1292, расположенное по адресу: г. Москва, проезд Анненский, д. 3, стр. 1.
ООО "Логистические активы" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 5346 Перечня, ссылаясь на то, что владеет 1/2 доли в праве общей долевой собственности указанного здания, которое является складским комплексом и не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень нарушает права общества в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 18 апреля 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ООО "Логистические активы" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно статье 1.1 названного закона (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, являются самостоятельным основанием для включения этих зданий в Перечень.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки установлен в постановлении правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Названными методическими указаниями определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7).
Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Как следует из материалов дела, 4 апреля 2014 года Мосгосстрой надзором выдано разрешение N RU77154000-005596, которым разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта недвижимости капитального строительства: складского комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Анненский, д. 3, стр. 1.
Указанный объект недвижимости был расположен на земельном участке, который согласно выписке из кадастрового паспорта на земельный участок от 25 июля 2015 года имел вид разрешенного использования: объекты размещения научных, исследовательских, инновационных центров (1.2.7); объекты размещения промышленных предприятий IV и V класса вредности, объекты размещения складских предприятий (1.2.9).
Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 10 июля 2015 года N 10014 названному земельному участку установлен, в том числе такой вид разрешенного использования земельного участка, как деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)). Данным распоряжением также определено, что целью предоставления земельного участка является эксплуатация складского комплекса и здания гаража.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно исходил из того, что находящееся в долевой собственности общества здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого в соответствии с распоряжением департамента городского имущества города Москвы от 10 июля 2015 года предусматривал размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии самостоятельных оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемый Перечень и отсутствии, в связи с этим, оснований для признания оспариваемой нормы не действующей.
Ссылки представителя административного истца на градостроительный план земельного участка, утвержденный приказом комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы 12 сентября 2012 года N 1717 и зарегистрированный 13 сентября 2012 года, договор аренды земельного участка; распоряжение департамента городского имущества г. Москвы от 19 сентября 2013 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка; дополнительное соглашение от 9 октября 2013 года к договору аренды земельного участка не имеют правового значения, поскольку данные документы не являются актами, устанавливающими вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве" (в редакции постановления правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 434-ПП) фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
Согласно статье 8 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы, могут быть предоставлены в аренду (часть 1); при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка (часть 2); фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости (часть 2.1).
Как следует из материалов дела, 18 июля 2014 года собственником объекта недвижимости заключены договоры аренды помещений, находящихся в этом здании, в том числе под офисы, а также дополнения к данным договорам от 14 апреля 2015 года, от 15 декабря 2014 года.
Согласно данным ГУП МосгорБТИ значительная часть помещений, расположенных в строении 1 дома 3 по Анненскому проезду, имеют назначение - офисы и кабинеты, тип - учрежденческие.
На основании заявления ООО "ФРП Менеджмент" (предыдущий собственник здания) в рамках предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в г. Москве" департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 10 июля 2015 года N 10014, которым установлены следующие виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание: склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)).
Указанное распоряжение исполнено, соответствующие сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27 августа 2015 года.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый пункт 5346 Перечня на 2016 год соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Судом правомерно принято внимание и то обстоятельство, что договор купли-продажи 1/2 доли в праве собственности на здание заключен ООО "Логистические активы" 9 марта 2016 года, государственная регистрация права на данный объект недвижимости произведена 6 апреля 2016 года. Следовательно, на момент приобретения данного имущества административный истец располагал сведениями, в том числе о земельном участке, включая его вид разрешенного использования - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)), на котором расположено приобретенное им здание.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что согласно акту Госинспекции от 19 сентября 2016 года объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: 82,69% - это технические помещения, склады (не связанные с торговлей), 17,31% используется для размещения офисов, не могут повлечь исключение здания из Перечня, поскольку данный акт составлен на налоговый период 2017 года и к возникшим правоотношениям в 2016 году не относится.
При этом судом установлено, что департаментом городского имущества г. Москвы рассмотрено обращение ООО "Анненский Эстейт" и ООО Логистические активы" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и приведении его в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости (эксплуатация складского комплекса и гаража).
Распоряжением департамента городского имущества г. Москвы от 21 июня 2016 года N 16428 вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, изменен: вид разрешенного использования как - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)) исключен. В связи с чем находящееся в долевой собственности общества здание не включено в Перечень на 2017 год.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Логистические активы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2018 г. N 5-АПГ18-104
Текст определения официально опубликован не был