Постановление Верховного Суда РФ от 2 ноября 2018 г. N 19-АД18-25
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу Лисянского Федора Григорьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2017 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 26 июня 2017 г., вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" (далее - МУЛ "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска", предприятие) Лисянского Федора Григорьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2017 г. и постановлением заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 26 июня 2017 г., директор МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянский Ф.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Лисянский Ф.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Органом местного самоуправления создано МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, одним из видов которой является содержание дорог.
31 декабря 2015 г. между администрацией муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края и МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" заключено соглашение о предоставлении из бюджета данного муниципального образования субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по зимнему содержанию автомобильных дорог по территории данного муниципального образования на 2016 год в сумме 6 580 091,11 рубль (далее также соглашение о предоставлении субсидий).
При этом согласно пункту 1.1 производственной программы к указанному соглашению МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" осуществляет круглосуточное дежурство в январе, феврале, декабре и ноябре 2016 года по зимнему содержанию автомобильных дорог по территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.
Пунктами 1.2, 1.4 производственной программы предусмотрено, в том числе сгребание свежевыпавшего снега, посыпка дорог ПГМ.
Распоряжением главы администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 20 октября 2016 г. N 263-рл в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ и названным выше соглашением на предприятие возложены обязанности по содержанию улично-дорожной сети муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края в безопасном для движения состоянии с 1 ноября 2016 г. до 31 декабря 2016 г.
Постановлением главы администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 5 апреля 2016 г. N 38-рл Лисянский Ф.Г. назначен директором МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска".
15 декабря 2016 г. в 08 часов 20 минут уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в ходе повседневного надзора за надлежащим состоянием улично-дорожной сети г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на участке пер. Матросова (от ул. Гоголя до ул. Октябрьской) выявлены недостатки в зимнем содержании автомобильной дороги в виде образования зимней скользкости - гололедицы и уплотненного снега на тротуарах, создающих явную угрозу безопасности дорожного движения.
15 декабря 2016 г. в 09 часов 40 минут в адрес директора МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянского Ф.Г., являющегося лицом, ответственным за зимнее содержание улично-дорожной сети г. Михайловска в 2016 году, внесено предписание врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Шпаковскому району о проведении мероприятий по устранению зимней скользкости и снегоочистке тротуара на указанном участке дороги в соответствии с нормативными требованиями.
Положениями пункта 3.1.6 "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г. N 221 (действовавшего на момент совершения административного правонарушения, утратившего силу с 1 сентября 2018 г. в связи с изданием приказа Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст), установлены нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик, составляющие от 4 до 6 часов.
Предписание вручено директору МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянскому Ф.Г. 15 декабря 2016 г. в 09 часов 40 минут.
В установленный срок законное предписание органа государственного контроля (надзора) не исполнено, что установлено в ходе проверки исполнения данного предписания 15 декабря 2016 г. в 15 часов 10 минут.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Шпаковскому району 10 января 2017 г. в отношении директора предприятия Лисянского Ф.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, директор предприятия Лисянский Ф.Г. привлечен к административной ответственности, установленной этой нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3), предписанием (л.д. 5), рапортом (л.д. 6), актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (л.д. 7), сведениями, представленными администрацией муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (л.д. 8), соглашением о предоставлении субсидий (л.д. 48-51), производственной программой по зимнему содержанию автомобильных дорог по территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на 2016 год (л.д. 52-54), сообщением администрации г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 9 марта 2017 г. N 0713/3-17 (л.д. 182) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянского Ф.Г. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что директор МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянский Ф.Г., являясь ответственным должностным лицом по зимнему содержанию автомобильных дорог по территории муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, обязан был организовать выполнение предписания уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора) по устранению зимней скользкости и снегоочистке тротуара на указанном выше участке дороги.
Подписание акта о приеме выполненных работ не является моментом окончания обязательств по соглашению о предоставлении из бюджета муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по зимнему содержанию автомобильных дорог по территории данного муниципального образования, а лишь подтверждает факт выполнения работ за определенный срок.
Бездействие директора МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянского Ф.Г. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области законодательства о безопасности дорожного движения.
Доводы жалобы о неправильном применении судами норм материального права при определении субъекта данного административного правонарушения и допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях основаны на ошибочном толковании норм закона и являются несостоятельными. Аналогичные по существу доводы были предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения директора МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянского Ф.Г. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено директору МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянскому Ф.Г. в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10 марта 2017 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 26 июня 2017 г., вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Михайловска" Лисянского Ф.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лисянского Ф.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 2 ноября 2018 г. N 19-АД18-25
Текст постановления официально опубликован не был