Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р приказываю:
1. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
2. Административному департаменту:
2.1. Обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих и работников Министерства с настоящим приказом.
2.2. Обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня принятия приказа.
И.о. Министра |
С.А. Аристов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 30 ноября 2018 г. N 426
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Министерстве транспорта Российской Федерации;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное лицо" - уполномоченное Министром транспорта Российской Федерации должностное лицо, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в Министерстве транспорта Российской Федерации антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства транспорта Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства транспорта Российской Федерации.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности Министерства транспорта Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве транспорта Российской Федерации антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Министерства транспорта Российской Федерации в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве транспорта Российской Федерации антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве транспорта Российской Федерации;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется Министром транспорта Российской Федерации, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение служащими Министерства транспорта Российской Федерации правил антимонопольного комплаенса;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков.
2.2. Контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса осуществляет уполномоченное лицо.
2.3. К компетенции уполномоченного лица относятся следующие функции:
а) подготовка и представление Министру транспорта Российской Федерации акта о внесении изменений в антимонопольный комплаенс, а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, подготовка сводных отчетов и результатов оценок эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, представление их Министру транспорта Российской Федерации;
в) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, касающейся выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства, учета обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определения вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) обобщение информации, поступившей от структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, представление ее Министру транспорта Российской Федерации;
д) организация взаимодействия со структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом.
2.4. К полномочиям структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации относятся следующие функции:
а) консультирование служащих Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
б) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.5. К полномочиям Административного департамента Министерства транспорта Российской Федерации относится функция по выявлению конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, разработка предложений по их исключению.
2.6. Организация и обеспечение проведения проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции.
2.7. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса возлагаются на Коллегию Министерства транспорта Российской Федерации.
2.8. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения и контроля направляются уполномоченному лицу:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством транспорта Российской Федерации антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже 1 раза в год) структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия, а результаты их реализации для обобщения и контроля направляются уполномоченному лицу:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства транспорта Российской Федерации сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.3. Проведение анализа нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации осуществляется структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в Министерстве транспорта Российской Федерации, включая:
а) разработку и обеспечение размещения на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне,
б) обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) направление в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации в целях подготовки сводного доклада по указанному вопросу и его представления уполномоченным лицом Министру транспорта Российской Федерации.
3.4. Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации обеспечивает представление уполномоченному лицу информации о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации для подготовки сводного доклада и представления его Министру транспорта Российской Федерации.
3.5. Проведение анализа проектов нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации осуществляется структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции в соответствии с процедурой, установленной в Министерстве транспорта Российской Федерации, включая:
а) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации уполномоченным лицом совместно со структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации, ответственными за осуществление закупок товаров, работ, услуг, реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве транспорта Российской Федерации;
б) подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве транспорта Российской Федерации;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве транспорта Российской Федерации.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества деятельности Министерства транспорта Российской Федерации по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.10. Информация о выявлении и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации в части своей компетенции разрабатываются (не реже 1 раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства (план мероприятий).
4.2. Уполномоченное лицо совместно со структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования в Министерстве транспорта Российской Федерации антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве транспорта Российской Федерации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в соответствии с методикой их расчета, разрабатываемой федеральным антимонопольным органом.
5.2. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве транспорта Российской Федерации проводится не реже 1 раза в год.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве транспорта Российской Федерации включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит следующую информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством транспорта Российской Федерации антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством транспорта Российской Федерации антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе рассматривается на Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации не реже 1 раза в год.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегией Министерства транспорта Российской Федерации, размещается на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации.
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегией Министерства транспорта Российской Федерации, направляется уполномоченным лицом в Федеральную антимонопольную службу для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в федеральных органах исполнительной власти в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства транспорта РФ от 30 ноября 2018 г. N 426 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве транспорта Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был