Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2018 г. N 83-АПГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе председателя Совета Погарского поселкового потребительского общества на решение Брянского областного суда от 6 июля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Погарского поселкового потребительского общества о признании не действующими пунктов 24, 25, 59, 87, 135, 179 и 180 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Погарского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года N 1272.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 октября 2016 года управлением имущественных отношений Брянской области издан приказ N 1272, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Погарского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Текст приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 октября 2016 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 6 июня 2018 года N 746 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 года.
В указанный Перечень на 2017 год включены, в том числе, следующие объекты недвижимости:
здание с кадастровым номером 32:19:0090101:602, расположенное по адресу: Брянская область, Погарский район, с. Городище, ул. Гагарина, д. 88 (пункт 24);
здание с кадастровым номером 32:19:0090101:603, расположенное по адресу: Брянская область, Погарский район, с. Городище, ул. Гагарина, д. 88Б (пункт 25);
здание с кадастровым номером 32:19:0160102:955 расположенное по адресу: Брянская область, Погарский район, с. Курово, Первомайский переулок, д. 3 (пункт 59);
здание с кадастровым номером 32:19:0210409:103 расположенное по адресу: Брянская область, Погарский район, пгт Погар, ул. Фрунзе (пункт 87);
здание с кадастровым номером 32:19:0211201:628 расположенное по адресу: Брянская область, Погарский район, пгт Погар, ул. Октябрьская, д. 15А (пункт 135);
помещение N 1 с кадастровым номером 32:19:0180101:382 и помещение N 2 с кадастровым номером 32:19:0180101:381 находящиеся в здании с кадастровым номером 32:19:0180101:380, расположенном по адресу: Брянская область, Погарский район, с. Чаусы, ул. Кооперативная, д. 13А (пункты 179 и 180).
Погарское поселковое потребительское общество (далее - Погарское ПОСПО) обратилось в суд с административным иском о признании пунктов 24, 25, 59, 87, 135, 179 и 180 Перечня не действующими с 1 января 2017 года, ссылаясь на то, что они не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Оспариваемый акт принят без фактического осмотра объектов, что противоречит Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденному постановлением правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-П. Кроме того, при принятии приказа административным ответчиком не соблюдены требования пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по формированию органа, уполномоченного проводить фактическое обследование объектов для включения в Перечень и в отсутствие положения о работе этого органа. Включение зданий в Перечень на 2017 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Брянского областного суда от 6 июля 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе председатель Совета Погарского ПОСПО просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Судом установлено, что оспариваемый акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Брянской области налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-3 "О налоге на имущество организаций".
Так, статьей 1.1 Закона Брянской области "О налоге на имущество организаций" (введенной в действие Законом Брянской области от 3 октября 2016 года N 76-3) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1), а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2).
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Разрешая дело, суд установил, что спорные здания, включая здание с кадастровым номером 32:19:0180101:380, состоящее из помещений с кадастровыми номерами 32:19:0180101:382 и 32:19:0180101:381 расположены на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования - под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания; под объекты торговли.
Из технических паспортов на указанные нежилые помещения следует также, что более 20 процентов их общей площади предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно исходил из того, что спорные здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии самостоятельных оснований для включения объектов недвижимости в Перечень и отсутствии, в связи с этим, оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Не имеют правового значения доводы апелляционной жалобы о том, что названные выше здания фактически не используются, следовательно, не подлежат включению в Перечень, поскольку в данном случае объекты недвижимости включены в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, а не по фактическому их использованию.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что обязательным условием для решения вопроса о включении объектов недвижимости в Перечень является определение вида фактического использования здания и наличие акта обследования, основаны на ошибочном толковании норма материального права.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 6 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Совета Погарского поселкового потребительского общества - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2018 г. N 83-АПГ18-9
Текст определения официально опубликован не был