Письмо Ассоциации российских банков от 7 ноября 2018 г. N А-01/5-317
Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ в связи с необходимостью в совершенствовании правового регулирования вопросов участия банков в процессе исполнения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В части 10 статьи 44 и части 5 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ участникам закупок предписано при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также при проведении закрытых электронных процедур вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные банковские счета. Перечень соответствующих банков и требования к ним устанавливаются Правительством РФ. Данные требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размешаться средства федерального бюджета на банковских депозитах.
Кроме того, согласно части 13 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В части 14 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что требования к финансовой устойчивости банков (в том числе в части собственных средств (капитала), активов, доходности, ликвидности, структуры собственности), в которых участники конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства открывают в соответствии с частью 13 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ специальные банковские счета, утверждаются Правительством РФ. Таким образом, перечень соответствующих банков и требования к их финансовой устойчивости определяются Правительством РФ также для случаев открытия специальных банковских счетов, на которые вносятся средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в конкурентных закупках с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании указанных законодательных норм издано Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 "О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 748), а также Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р "Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" (далее - Распоряжение N 1451-р).
В соответствующий перечень включено только 18 банков.
Следует заметить, что повышенная строгость требований, предъявляемых к банкам, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковских депозитах, обусловлена необходимостью снижения рисков размещения бюджетных средств на счетах в банках, у которых может быть отозвана лицензия по причине утраты ими финансовой устойчивости.
Между тем вышеприведенные нормы Законов NN 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентируют принципиально иные ситуации, при которых возникают возможные риски сохранности не бюджетных средств (денежных средств заказчиков), а денежных средств поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - поставщики), поскольку на соответствующих специальных счетах размещаются не бюджетные средства, а денежные средства поставщиков для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
В связи с этим правовую конструкцию размещения денежных средств поставщиков на специальных счетах, предусмотренную Законами NN 44-ФЗ и 223-ФЗ, можно сопоставить с правовой конструкцией обеспечительного платежа, регулируемого § 8 главы 23 ГК РФ и являющегося, наряду с банковской гарантией, регулируемой § 6 главы 23 ГК РФ, способом обеспечения исполнения обязательств.
Открытие специальных банковских счетов поставщиков по своей природе имеет сходство не с размещением бюджетных средств на банковских депозитах, а с принятием заказчиками в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов банковских гарантий, выданных банками, требования к которым установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (далее - Постановление N 440), изданном во исполнение частей 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ.
При этом финансовые риски заказчиков в данной ситуации будут не выше, чем риски бенефициаров, получающих банковские гарантии. Кроме того, даже в случае утраты финансовой устойчивости банка (вплоть до ситуации отзыва лицензии на осуществление банковских операций), в котором размещены денежные средства поставщика, заказчик вправе заключить государственный контракт с иным поставщиком, чья заявка в конкурсе получила место N 2. Представляется, что при любом неблагоприятном сценарии риск потери бюджетных средств отсутствует. Максимальный риск заказчика будет заключаться в необходимости в некоторых случаях провести повторно конкурс (однако, учитывая электронную форму проведения конкурса, это последствие также, очевидно, будет иметь для заказчика минимальное негативное значение).
В связи с этим считаем необходимым унифицировать требования, предъявляемые к банкам, имеющим право на открытие специальных счетов участников закупок и имеющим право на выдачу банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов.
Требования, предъявляемые к банкам Постановлением N 440, менее строги, чем требования, предъявляемые Постановлением N 748. Данное обстоятельство позволит значительно расширить круг банков, уполномоченных на открытие специальных счетов участников закупок, по сравнению с перечнем банков, уполномоченным на выдачу банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, сформированным на основании Распоряжения N 1451-р (в настоящее время требованиям Положения N 440 соответствуют 272 банка, требованиям Распоряжения N 1451-р - 18 банков). Расширение перечня банков будет способствовать увеличению конкуренции в соответствующем сегменте рынка банковских услуг, что, в свою очередь, благоприятно отразится на уровне банковского обслуживания, предоставит поставщикам дополнительные возможности для участия в соответствующих конкурсах и будет стимулировать деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного предлагаем рассмотреть вопрос о возможности внесения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следующих изменений:
1) часть 10 статьи 44 изложить в следующей редакции:
"10. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 настоящего Федерального закона.";
2) часть 5 статьи 84.1 изложить в следующей редакции:
"5. При проведении закрытых электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 настоящего Федерального закона.".
Ассоциация российских банков просит поддержать вышеуказанную инициативу банковского сообщества в целях создания наиболее эффективной процедуры проведения конкурсов в случае закупок товаров, работ, услуг, в том числе с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.